Транспортный налог: новая переоценка, или Две альтернативы для «лошадиной силы»

8 июня 2010

С момента значительного повышения в области ставок транспортного налога, вызвавшего в автомобильной общественности региона волну протеста, прошло немного времени — налог по новым ставкам автовладельцы еще не начали уплачивать, а закон о транспортном налоге вновь стал пересматриваться. На этот раз - в обратную сторону. Принятый на майском заседании областного парламента в первом чтении законопроект о внесении изменений в Закон «О транспортном налоге» призван скорректировать ранее принятые решения о повышении ставок, снизив налоговую нагрузку по целому ряду категорий транспортных средств и их владельцев. Причем на этом заседании на обсуждение депутатов было вынесено сразу два законопроекта по корректировке налоговых ставок. Один — от губернатора области, второй - от депутатов А.В. Бусыгина и С.П. Ермошина. По итогам депутатского голосования, как мы уже сообщали, в первом чтении был принят законопроект, предложенный правительством области и главой региона.

В чем же смысл, в чем особенности каждого из этих двух альтернативных вариантов поправок к закону? Об этом мы попросили рассказать депутатов Законодательного собрания — Андрея Бусыгина, автора одного из альтернативных законопроектов, и Евгения Хоменка, поддержавшего, как и большинство его коллег-парламентариев, губернаторский вариант.

Депутаты и Союз автомобилистов

А.В. БУСЫГИН:

- Когда в прошлом году мы рассматривали вопрос о повышении транспортного налога, я в своем выступлении говорил, что бюджет можно пополнить двумя способами. Первый — увеличивать налогооблагаемую базу, то есть развивать экономику, второй — взять деньги из карманов граждан. Нам, по сути, предложили второй вариант. А у кого мы забираем эти деньги? У малообеспеченных граждан, имеющих «Жигули» и «Москвичи», мотоциклы «Урал» или лодочные моторы. Тем более что происходит это в условиях экономического кризиса, когда многие потеряли работу. Это недопустимо. А если уж повышать налоги, то делать это надо разумно, так, чтобы люди могли эти налоги платить. А если мы ставим их в такие условия, когда платить они не могут, то получим обратный эффект. Граждане в массовом порядке, особенно в сельской местности, будут снимать с учет свои транспортные средства — мотоциклы, лодочные моторы, да и автомобили тоже. И будут ездить без номеров, не отдавая в бюджет вообще ни копейки. А контроль о стороны ГИБДД в селе трудно обеспечить.

Поэтому мы поддержали предложения Союза автомобилистов и включили их в свой законопроект. Да, мы предложили значительное снижение ставок. Губернаторский вариант тоже предполагает снижение, но это примерно то же, что сначала резко придушить человека, а потом слегка ослабить хватку. То есть при этом варианте налоговое бремя все равно остается слишком тяжелым.

А в принципе решать вопрос по транспортному налогу надо иначе — путем его включения в стоимость бензина. Это будет более справедливая система - кто больше ездит, тот больше платит. Оппоненты нам говорят, что тогда цена бензина будет слишком высокой. Но это вопрос государственной политики в отношении нефтяных королей. У наших торговцев нефтепродуктами норма рентабельности превышает всякие разумные пределы. Надо ограничить их аппетиты, тем самым снизив стоимость бензина, что и позволит приплюсовать к его розничной цене налоговую надбавку — вместо нынешнего транспортного налога.

Кстати, и для нашей области такая система будет более выгодной: Кировская область достаточно большая, ее нельзя проехать, не заправившись. И, например, те же большегрузные автомобили, проезжая транзитом через наш регион, будут здесь заправляться, оставляя в областной казне немалые средства. Вот вам и решение проблемы.

Губернаторский вариант

Е.Л.ХОМЕНОК:

- Напомню, что закон о повышении транспортного налога в прошлом году был принят под давлением обстоятельств, сложившихся в области в связи с передачей региону из федерального центра части полномочий по содержанию дорог — без соответствующего финансирования из общероссийской казны. В то же время значительные полномочия по обслуживанию дорожной сети переданы с областного уровня на муниципальный. Поэтому муниципалитетам на их реализацию необходимо было направить из областного бюджета как минимум 650 миллионов рублей. Но из облбюджета мы смогли выделить на это только 325 миллионов, а еще 325 область вынуждена брать в кредит — под будущие поступления. Ведь средства от повышения налога поступят в бюджет только к концу 2011 года.

Должен отметить, что ситуация с бюджетом сложилась крайне напряженная. В 2009 году у нас произошло резкое снижение поступлений по основным налогам — налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц. Собственные доходы регионального бюджета в прошлом году оказались на три миллиарда ниже, чем первоначально планировалось. И в этом году значительного повышения поступлений от основных налогов мы не ожидаем. Более половины всех средств областного бюджета — это поступления из федерального центра. Так что лишних денег у нас в области нет. И мы были вынуждены пойти на повышение ставок транспортного налога, чтобы изыскать необходимые средства.

Когда в пошлом году губернатор внес свои поправки в закон, предусматривающие резкое повышение, для их рассмотрения была создана рабочая группа, состоящая из депутатов Законодательного собрания, представителей правительства области, налоговой службы, других заинтересованных структур. Работа по этим предложениям главы региона шла непросто, мы очень внимательно рассматривали каждую поправку. В результате рабочая группа скорректировала предлагаемые поправки в сторону уменьшения, прежде всего для владельцев самых дешевых транспортных средств. И общая налоговая нагрузка на автовладельцев, предусмотренная губернаторским законопроектом, была снижена на 120 миллионов рублей.

Закон тем не менее вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Но насколько оправданы в данном случае протестные настроения? Для наглядности приведу такой пример. С 2006 года, когда в области последний раз пересматривался транспортный налог, стоимость мясопродуктов выросла на 50-70 рублей за кило. По данным статистики, средняя семья потребляет в год около 100 кг этой продукции. Умножим 50 на 100 — получается внушительная цифра. И это повышение, ударившее по карману всех граждан, прежде всего малообеспеченных, несопоставимо с тем, насколько повысился транспортный налог. Так что он на самом деле не может быть первоочередной причиной для общественного протеста.

Тем не менее правительство области во главе с губернатором приняло решение о корректировке уже принятого закона. Эти новые поправки к закону и были приняты нами в первом чтении. В частности, в соответствии с ними, ставка в 25 рублей за лошадиную силу мощности двигателя теперь распространяется на автомобили мощностью до 110 лошадиных сил. Прежде было – до 100 л.с. Кроме того, льготы по уплате транспортного налога, предусмотренные для ряда категорий граждан, теперь будут распространяться на автомобили мощностью двигателя до 150 л.с., а не до 100, как прежде. Общее снижение налоговой нагрузки составит 16,7 миллиона рублей.

Что касается предложений Союза автомобилистов, с которыми в виде своего, альтернативного, законопроекта выступили мои коллеги С.П. Ермошин и А.В. Бусыгин, то они предусматривают слишком радикальное снижение налоговых ставок — до уровня даже ниже того, что был установлен в 2006 году.

А в предложении включить транспортный налог в акциз на бензин, конечно, есть рациональное зерно. Но при таком варианте свои преимущества потеряют льготники – инвалиды, пенсионеры и другие малообеспеченные граждане. Ведь тогда они лишатся льгот.

Думаю, что к вопросу транспортного налога надо подходить взвешенно, это очень непростая проблема. И рассматривать его ежегодно, корректируя ставки с учетом меняющихся обстоятельств. А мы к этому вопросу не обращались на протяжении трех лет, после чего вынуждены были сразу так значительно поднять ставки. Что и вызвало протестные настроения.

Тот законопроект, который мы приняли в первом чтении, к окончательному чтению еще будет подвергаться изменениям. Так что этот вопрос пока остается открытым.

Е.Краев

___________________

Законопроект, разработанный депутатами А.В. Бусыгиным и С.П.Ермошиным

Авторы законопроекта считают, что фактическую способность налогоплательщика к уплате налога следует определять исходя из уровня доходов населения. В Кировской области они составляет в среднем 10 тыс. рублей на человека в месяц. По данному показателю наша область занимает 9 место среди регионов ПФО. При этом, отмечают авторы законопроекта, из 83 субъектов РФ ставки транспортного налога с 2010 года были увеличены только в 27. И даже учитывая это повышение, ставки в нашей области сопоставимы только со ставками в 6 регионах. В среднем повышение ставок в 27 регионах составило 25 – 25 процентов, в Кировской области – от 30 процентов, а по ряду категорий транспортных средств — в два раза и более.

Поэтому депутаты предлагают пересмотреть ставки транспортного налога в сторону значительного снижения и расширить список категорий граждан, которым предоставляются льготы по его уплате.

___________________

Законопроект, предложенный губернатором

Законопроектом предлагается установить дифференцированные ставки транспортного налога в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 лошадиных сил – в зависимости от года выпуска машины (до 10 лет и свыше 10 лет), а также по мототранспорту – в зависимости от мощности двигателя (до 100 л.с. и свыше 100 л.с.). Кроме того, предлагается снизить налоговую нагрузку по легковым автомобилям с мощностью двигателя от 100 до 110 л.с. до 25 рублей за каждую лошадиную силу, то есть приравнять ее к налоговой ставке по автомобилям аналогичного класса с мощностью двигателя до 100 л.с. А действие льгот предлагается распространить и на тех представителей льготных категорий, которые имеют автомобили мощностью от 100 до 150 л.с. Дополнительно предлагается установить льготы по налогообложению легкового автотранспорта мощностью свыше 150 л.с. для ветеранов и инвалидов боевых действий. Кроме того, предлагается освободить от налога владельцев тракторов и комбайнов, задействованных в обработке личных подсобных хозяйств и арендуемых земельных участков.

«Вятский край», № 107 от 08.06.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 10.06.2010 11:01:36

Последнее изменение: 27.08.2010 14:58:27