Инвестор инвестору – друг, товарищ и брат

16 июня 2010

Депутаты Заксобрания обсудили законы, которые притягивают деньги

В последнее время, когда вятская общественность вместе с депутатами Законодательного собрания Кировской области горячо обсуждала законодательные акты об изменении транспортного налога и о новой системе выборов в Заксобрание, почти без внимания оставались два экономических закона, рассмотренных на последнем пленарном заседании ОЗС. А ведь их значение для развития нашего региона ничуть не меньше. Повысить привлекательность экономики региона для инвесторов - вот главная задача законов «О регулировании инвестиционной деятельности» и «Об участии Кировской области в проектах государственно-частного партнерства».

Экономический кризис вызвал резкое снижение объема вложений в экономику области. Так, инвестиции в основной капитал в 2009 году снизились более чем на треть к уровню 2008 года. Доля внебюджетных (частных) инвестиций в этом объеме составляла лишь 59 процентов. Для повышения инвестиционной привлекательности региона и развития его экономики нужен эффективный механизм взаимодействия власти и бизнеса. Таким механизмом и призваны стать два новых закона, внесенных Правительством области на рассмотрение депутатам Законодательного собрания.

Партнер да уважает партнера

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это сотрудничество власти и бизнеса в интересах населения, путем привлечения частных денег в производственный сектор. Цель такого сотрудничества – создание новых производств, которые станут работать не просто ради извлечения прибыли, но и помогут решать общественно значимые проблемы (экологические, коммунальные и многие другие). При этом органы власти станут выбирать частных партнеров на конкурсной основе и заключать с ними контракты по предмету деятельности, в которых риски и обязательства будут четко разделены между партнерами.

Направленность ГЧП, согласно закону, «оказание услуг в рамках функций органов государственно-муниципального управления». Это значит, что инвестиции при ГЧП будут вложены в объекты публичного пользования, то есть в транспортную, коммунальную, жилищную и социальную сферы. Важно то, что созданные при этом основные фонды в итоге перейдут в собственность органов государственной и муниципальной власти.

Для областной власти ГЧП привлекательно еще и тем, что оно высвободит часть бюджетных средств, даст толчок к развитию «публичной инфраструктуры» ускоренными темпами, поможет улучшить качество услуг для населения - и в итоге повысить уровень доверия народа к власти (ибо для населения, по замыслу, ГЧП должно обернуться оптимальным соотношением между ценами на услуги и их качеством). Причем, как уже было сказано, часть рисков отойдет к частному сектору. Кроме того, чиновникам есть чему поучиться у бизнесменов, имеющих опыт в области инвестиционного менеджмента.

Однако государственно-частное партнерство привлекательно не только для власти: при участии в нем частный сектор получит новый фронт работ и, следовательно, новые источники дохода. При этом, возможно, представители частного бизнеса и чиновники Правительства области станут ближе друг другу и лучше понимать друг друга.

Ожидается, что ГЧП поможет привлечь внебюджетные деньги в развитие систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, жилищно-коммунального хозяйства, переработки твердых бытовых отходов, регионального транспорта, общественных зданий и инфраструктуры туризма, а также строительства и ремонта дорог в Кировской области. И это «ожидание» - в виде закона «Об участии Кировской области в проектах государственно-частного партнерства» - основано на опыте других регионов России, успешно использующих ГЧП.

Например, в Свердловской области для решения проблем теплоснабжения муниципальных образований реализуется инвестиционный проект массовой модернизации, замене и строительстве котельных в 57 муниципальных образованиях. В Ростовской области работает проект «Комплексная реконструкция, модернизация и развитие водно-коммунального хозяйства Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области». Интересен также опыт ГЧП в Петербурге, Челябинской области, Ставропольском крае, Удмуртии и Ямало-Ненецком округе.

Законопроект разрабатывала рабочая группа, в которую, наряду с представителями органов государственной власти области, бизнес-сообщества и муниципальных образований, входили депутаты Законодательного собрания, члены фракции «Единая Россия» Виктор Конюшев и Владимир Савиных. На последнем пленарном заседании Заксобрания депутаты приняли его сразу в двух чтениях. Он уже вступил в законную силу.

Справка «МК на Вятке»

Финансовое участие Кировской области в проектах ГЧП может осуществляться за счет средств областного бюджета. Закон предусматривает имущественное участие региона в проектах ГЧП: Кировская область может предоставлять партнеру земельные участки, недвижимое и движимое имущество, находящиеся в областной собственности. Кроме того, закон определяет полномочия Правительства области в сфере ГЧП.

На 2010 год определены два направления реализации программ ГЧП в Кировской области: экология и энергоэффективность. В их состав входят проекты модернизации и строительства очистных сооружений, канализации и водоснабжения, котельных, насосных станций мусоросортировочных, мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов.

Кризис выявил прорехи

Нынешняя инвестиционная политика Кировской области формировалась в начале двухтысячных годов. Она была направлена на то, чтобы привлекать в регион деньги, прежде всего, путем повышения доверия бизнеса к власти. В результате многие представители бизнеса стали считать областную власть партнером, а систему государственной поддержки инвестиционной деятельности начали воспринимать как готовность власти оказывать помощь в реализации проектов. При этом количество предприятий, воспользовавшихся поддержкой из областного бюджета, многократно увеличилось.

…Экономический кризис привел к резкому снижению инвестиционной активности частного сектора. В 2009 году в Кировской области в основной капитал вложено менее 30 миллиардов рублей инвестиций, что составило 64 процента к уровню 2008 года. При этом темп роста инвестиций за аналогичный период по Приволжскому федеральному округу составил почти 82%, по России - около 84%. По-видимому, для притока частных инвестиций в основной капитал одного лишь зарождающегося доверия между бизнесом и власть мало. Государственная поддержка в том виде, в каком она в Кировской области существовала до сих пор, обеспечила только краткосрочный эффект и она не стала инструментом стабильного привлечения инвестиций в экономику.

Повышению инвестиционной привлекательности Кировской области сегодня мешает крайне слабая позиция региона по инфраструктурному потенциалу. Поэтому главным направлением региональной инвестиционной политики должна стать разработка новых механизмов снятия инфраструктурных ограничений, в том числе организация парковых зон и заключение инвестиционных соглашений.

Справка «МК на Вятке»

Парковая зона - территория, обустроенная по единому плану, включающая в себя транспортную, инженерную и деловую инфраструктуру для эффективной работы производств, ориентированных на получение экономического, социального и бюджетного эффектов от использования единой инфраструктуры.

В России в настоящее время почти все проекты в парковых зонах реализуются в форме ГЧП: регионы софинансируют создание инженерных сетей, и максимальную финансовую поддержку получают те территории, в которых сегодня наиболее остра проблема занятости.

Такая поддержка инвестиционной деятельности успешно зарекомендовала себя в Калужской, Ростовской, Самарской, Свердловской и Ульяновской областях, Якутии, Красноярском крае и других регионах. Их опыт и лег в основу законопроекта «О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области».

Этот проект закрепляет прямые формы участия государства в регулировании инвестиционной деятельности, в частности, государственно-частное партнерство и создание парковых зон интенсивного развития. Без системных действий государственных и муниципальных органов власти в этих направлениях в регионе не решить проблему, вызванную инфраструктурными ограничениями. Кроме того, использование подходов ГЧП и парковых зон, как показывает практика других регионов, позволяет сконцентрировать бюджетные ресурсы на конкретной территории региона.

Инвестиционные соглашения, согласно проекту закона, будут трехсторонними: участники - Правительство области, муниципальные образования и частные инвесторы. Соглашение заключается с инвестором, который гарантирует выполнение своих экономических, бюджетных и социальных обязательств, заявленных в проекте. Правительство области, в свою очередь, гарантирует неизменность взятых на себя обязательств по предоставлению государственной поддержки и развитию инфраструктуры, необходимой для реализации проекта. Расходные обязательства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, обусловленные инвестиционным соглашением, предусматриваются к финансированию в первоочередном порядке.

Механизмы совершенствования региональной инвестиционной политики, которые нашли свое отражение в проекте закона «О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области», должны способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата и привлечению средств частных инвесторов в экономику Кировской области.

Законопроект был одобрен рабочей группой, в которую входили депутаты и представители юридического управления Заксобрания. На пленарном заседании его приняли в первом чтении. Работа продолжается

Слово депутатам

Мы попросили депутатов Законодательного собрания прокомментировать новые законы.

Евгений СМЕТАНИН (Единая Россия):

- Задача привлечения частных инвестиций в регион сегодня стоит очень остро. В прошлом году вложения инвестиционных средств в областную экономику сократились почти на сорок процентов. Одна из главных причин - продолжающийся экономический кризис. Новые экономические условия заставляют нас искать новые возможности для развития.

Кировская область обладает большим потенциалом для привлечения на свою территорию инвесторов – минерально-сырьевыми ресурсами, высоким производственным, научным и кадровым потенциалом. У нас есть все условия для того, чтобы экономика нашего региона успешно развивалась. Закон открывает новые возможности для самих инвесторов и дает эффективные механизмы по привлечению средств в экономику региона.

Евгений ХОМЕНОК (Единая Россия):

- Государственная поддержка частных инвестиций предполагается в первую очередь в тех областях, которые являются приоритетными для экономики Кировской области, и, значит, послужат на благо всем жителям региона. Это прежде всего лесопромышленный комплекс, сельское хозяйство и производство строительных материалов. Закон поможет привлечь необходимые средства для модернизации промышленности, дорожно-транспортного хозяйства, инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Это те точки роста, которые должны повлечь за собой развитие всей экономики Кировской области.

Владимир МЕЛЬНИК

«Московский комсомолец на Вятке», № 25 от 16.06.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 17.06.2010 09:05:43

Последнее изменение: 27.08.2010 13:57:33