Реформа медицины! Для бюджета или для больного?

18 июня 2010

- В преддверии Дня медицин­ского работника вновь хочется поговорить о проводимых в Ки­ровской области реформах здра­воохранения.

Люди болезненно восприни­мают любые изменения в систе­ме здравоохранения, так как по­следствия реформ в этой сфере отражаются на каждом человеке. Официально декларируемая цель реформ - это улучшение амбу­латорной помощи за счет повы­шения доступности для людей первичной медико-санитарной помощи. Предполагается развер­тывание сети офисов врача общей практики (ВОП) и сокращение ко­ечной сети.

Сегодня именно в стационарах оказывается наиболее полная и бесплатная медицинская, диагно­стическая и лечебная помощь. Это удобно, да и необходимо, особен­но для жителей сельской местно­сти с невысоким уровнем дохода. Открытие офисов ВОП в области только начинается и, в подавля­ющем большинстве случаев это только преобразование в офисы врачеб­ных амбулаторий и участковых больниц, что не приближает ме­дицинскую помощь к населению (ведь она и так существовала). Не улучшив амбулаторной помощи, власти начинают сокращение ко­ечного фонда.

Российский норматив - 90 коек на 10 тысяч населения. В то же время для муниципальных больниц в Кировской области установлен норматив 60 коек на 10 тысяч. Практика показыва­ет, что при таком их количестве оказывается только экстренная медицинская помощь, поэтому уже сегодня возникают пробле­мы с плановой госпитализацией больных. Департамент здравоох­ранения утверждает, что данный норматив выведен расчетным путем исходя из финансовых возможностей областной терри­ториальной программы государ­ственных гарантий. Сокращение коечного фонда связывают и с убылью населения в области, но, к примеру, в Кильмезском райо­не в 2000 году на 18100 жителей было 235 коек, а в 2010-м на 14800 - 94 койки, то есть 64 койки на 10 тыс. населения. Убыль населения составила 3300 человек (18,2%), а сокращение коек составило 141, или 60%. В то же время письмо Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2009 г. рекомен­дует осуществлять выполнение стационарной помощи за счет перепрофилирования и реструк­туризации коечного фонда, а не за счет необоснованного сокра­щения коек. Кроме того, сокра­щение коечного фонда приведёт к увольнению многих медицинских работников.

Больше всего тревожит тот факт, что реформирование здра­воохранения проводят в услови­ях хронического недофинансиро­вания данной сферы. В 2010 году дефицит бюджета ФОМС соста­вил 35%, а местного и областного бюджетов - 30-50%. Принятый постановлением правительства Кировской области 23 июня 2009 года норматив - 1594 рубля на одного жителя выполняется толь­ко на 70% (1121 руб. в среднем по области). Сокращение коечного фонда позволяет преодолеть де­фицит финансовых средств, но в то же время не дает возмож­ности увеличения стоимости та­рифа, позволяющего улучшить качество оказания амбулатор­ной помощи. В структуру по­ликлинического тарифа входит заработная плата медицинских работников, медикаменты и мяг­кий инвентарь, но процент, вы­деляемый на медикаменты, так мал, что средств недостаточно даже для оказания экстренной медицинской помощи. Вот и по­лучается, что реформирование идет в интересах бюджета, а не в интересах больного. Недоста­ток денежных средств вынуждает лечебные учреждения расширять количество платных услуг, что опять же бьет по карманам боль­ных. В стране нет закона о госу­дарственных гарантиях оказания бесплатной медицинской помо­щи, закона о здравоохранении, которые определяли бы единую политику для всех регионов. С принятием нового федерального закона о казенных и бюджетных учреждениях меняется механизм и порядок финансирования, что будет способствовать развитию платной медицины. Хотелось бы напомнить, что медицина - одна из самых консервативных отрас­лей, и все реформы, проводимые в ней, должны быть разумны.

Уважаемые коллеги! Прими­те самые теплые поздравления с нашим профессиональным праздником. Желаю вам крепкого здоровья, терпения, сохранения уважения к больным и к нашей профессии!

А. Ф. Шумилова, депутат ОЗС от фракции КПРФ

Материал предоставлен информационно-аналитическим управлением Законодательного собрания Кировской области

«Вести. Киров», № 71 от 18.06.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 21.06.2010 14:40:54

Последнее изменение: 21.06.2010 14:41:50