Реформа медицины: тревоги и надежды

6 июля 2010

О том, что в российском здравоохранении грядут масштабные реформы, сегодня уже знают и говорят все - и политики, и простые граждане. У тех и других предполагающаяся радикальная реконструкция системы, некогда являвшейся гордостью всего советского народа, вызывает обоснованную тревогу. Да и как тут останешься равнодушным - дело-то это касается всех и каждого. Независимо от возраста и социального статуса.

Так что же - если отбросить все возникающие по этому поводу эмоции, как негативные, так, порою, и избыточно оптимистичные - ждет нас на самом деле? Об этом кировским журналистам на пресс-конференции недавно рассказал заместитель председателя областного Законодательного Собрания В.И. Агалаков, многие годы отдавший работе в системе здравоохранения и потому, как, наверное, мало кто еще в нашем регионе, способный дать наиболее адекватную оценку надвигающейся реформе, характеризующейся не только своим почти беспрецедентным общественно-политическим значением, но и, разумеется, чисто профессиональным медицинским аспектом.

Вот что мы узнали от Владимира Агалакова.

Единый полис

- Поводом для повышенного внимания общества к этому вопросу, - отметил Владимир Иванович, - стало то, что ряд депутатов Госдумы вышел с законодательной инициативой по радикальной реформе системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Почему такая необходимость возникла? Сегодняшняя система работает по закону 1991 года. Но прошло уже двадцать лет, в стране изменилась экономическая, социальная и демографическая ситуация. Мы живем уже в другой стране, с совершенно другими условиями, с другими запросами общества. Вот поэтому на федеральном уровне и появилась такая законодательная инициатива. Совет Госдумы ее поддержал, и можно с уверенностью утверждать, что уже в июле этот законопроект - пока в первом чтении - будет принят.

Какие изменения ждут нас в случае принятия такого закона?

В частности, одно из новшеств состоит в том, что сейчас работодатель страхует в рамках ОМС своих работников в страховой компании, которую сам выбирает, не спрашивая их мнения, а с принятием нового закона гражданин сам, по личному желанию, сможет выбирать страховую компанию, где будет получать полис ОМС.

Еще одно отличие - на страховой рынок ОМС, скажем, в нашей Кировской области, страховая компания выходит через тендер, то есть через конкурсную процедуру. А новый закон предполагает, что заниматься ОМС сможет любая компания, без всякого конкурса. Чтобы при этом не допустить выход на страховое поле мелких компаний, неспособных обеспечить выполнение своих обязательств, вводится жесткое требование к уставному фонду компании: если сейчас страховым компаниям, работающим на рынке ОМС, достаточно иметь уставный капитал в размере 30 миллионов рублей, то по новому закону - не менее 120 миллионов.

Следующее принципиальное отличие: в случае принятия нового закона с 1 января будущего года в стране будет введен Единый медицинский полис. Всем известно, с какой проблемой это связано: вы приезжаете в другой регион России, и случается так, что вам необходимо обратиться за медпомощью. А в местной поликлинике вам говорят - извините, вы не наш, у вас полис другого региона. А по новому общероссийскому полису вам везде обязаны будут оказать необходимую медпомощь - хоть во Владивостоке, хоть в Калининграде.

Удвоение капитала.

А теперь о самом главном новшестве - о новой модели финансирования системы ОМС, - продолжил Владимир Агалаков. - Сейчас, как известно, фонд ОМС финансируется по двум направлениям. Во-первых, это плата за неработающее население-детей, студентов, пенсионеров. Ее вносит в фонд правительство региона. Во-вторых, плата за работающее население, которую отчисляет в фонд работодатель за своих работников. На это он, по сегодняшнему закону, отчисляет 3,1 процента фонда оплаты труда своего предприятия. А новый закон предусматривает, что это будет уже другая цифра - не 3,1, как сейчас, а 5,1 процента фонда зарплаты. То есть отчисления возрастут практически на 70 процентов.

Что касается платы за неработающее население, то правительство региона, в частности нашей области, само определяет ее размер. В большинстве субъектов РФ эти взносы региональных правительств гораздо ниже уровня, рекомендованного федеральным фондом ОМС, - со ссылками на кризис и прочие трудности. Разница между реальными отчислениями из региональных бюджетов и теми цифрами, что рекомендует ФОМС, составляет 25-30 процентов. А в случае принятия закона, все субъекты РФ уже будут обязаны платить на должном уровне, вводится единая обязательная общероссийская норма оплаты за неработающее население. То есть платежи регионов в ФОМС возрастут на 30 процентов. А платежи за работающее население, как я уже говорил, - на 70 процентов.

Таким образом, мы получим практически удвоение объема финансирования системы ОМС. Если посмотреть это на примере нашей Кировской области, то сейчас в территориальный ФОМС мы получаем 4,5 миллиарда рублей. А в новых условиях это будет уже 9 миллиардов. Чрезвычайно большая сумма, если учесть, что весь бюджет Кировской области составляет 33 миллиарда.

Реконструкция, информатизация, минимальные стандарты

И вот тут возникает интересная ситуация. Если сейчас просто влить эти огромные средства в систему здравоохранения, она их попросту не освоит - либо захлебнется, либо израсходует крайне нерационально. Поэтому принято решение ввести на 2011 - 2012 годы двухгодичный переходный период, чтобы за это время система смогла подготовиться к работе в совершенно новых условиях. Инициатором введения такой статьи в новый закон явилась фракция «Единой России» в Госдуме.

Предусматривается, что за эти два года те суммы, что пойдут в систему ОМС сверх сегодняшних, будут аккумулироваться в федеральном Фонде ОМС. Общая сумма этих дополнительных средств, по предварительным расчетам, составит за два года 460 миллиардов рублей.

Как эти деньги - почти полтриллиона рублей - будут распределяться по регионам? Распределяться они будут по трем направлениям, как это предусматривает программа, разработанная «Единой Россией». Первое - ремонт и реконструкция лечебных учреждений, многие из которых, особенно на низовом уровне - это участковые, центральные районные больницы - находятся в плачевном состоянии. На ремонт и реконструкцию медучреждений из этих 460 миллиардов выделяется 300 миллиардов рублей.

Второе направление - информатизация здравоохранения. В этом смысле наша медицина по сравнению с другими отраслями экономики и социальной сферы значительно отстала. Здесь ставится задача перевести документооборот лечебных учреждений на электронные носители, в том числе планируется введение электронной истории болезни, которая сейчас в большинстве случаев ведется просто шариковой ручкой на бумаге. И самое главное - предполагается создать так называемый паспорт здоровья. Это будет нечто в виде персональной кредитной карты. На ней будет размещена вся информация о пациенте - когда и чем болел, в какие медучреждения обращался, какими медикаментами лечился. А с такой картой в кармане, где бы вы ни оказались, в каком бы состоянии ни находились, врачам достаточно будет ввести эту карту в компьютер, чтобы понять о вас, как о пациенте, все. И это поможет в экстренных случаях быстро принять правильное решение и спасти человека. В Европе такие паспорта здоровья уже давно практикуются, и мы также должны идти по этому пути.

И наконец, третье направление, по которому пойдут дополнительные средства из федерального ФОМС, - это финансирование подготовки лечебных учреждений к работе по минимальным медицинским стандартам. Эти стандарты уже разработаны. В рамках работы по минимальным стандартам ставится задача, независимо от того, где вы заболели, в какое медучреждение обратились - в участковую больницу, в центральную районную, в областную или в федеральный медицинский центр, вам везде будут обязаны оказать необходимую помощь на уровне не ниже этих стандартов. Вам будет гарантировано, что вам поставят верный диагноз, а также назначат и обеспечат правильное и качественное лечение.

А чтобы довести все больницы до соответствия этому минимальному уровню, требуется провести большую работу по доосна-щению медучреждений, прежде всего на первичном уровне - участковых, районных, городских больниц. Туда необходимо будет поставить новое диагностическое и лечебное оборудование, обеспечить их квалифицированными кадрами. На это направление выделяется 136 миллиардов рублей.

«Таких денег мы не получали никогда!»

А сейчас о том, каким образом эти средства пойдут в регионы. Для того чтобы их получить, в ближайшие два месяца, то есть до конца августа, все субъекты РФ, в том числе и Кировская область, обязаны подготовить свои территориальные программы по всем трем направлениям, о которых я уже говорил: ремонт и реконструкция, информатизация, переход на минимальные стандарты. В программах каждый регион должен указать, какие лечебные учреждения и как будут реконструироваться, какие информационные технологии будут внедрены в них за эти два года, какие медучреждения подлежат модернизации для работы в системе минимальных медицинских стандартов. Затем эти территориальные программы станут согласовываться в Минздравсоцразвития РФ, и не позднее ноября этого года должны быть подписаны соответствующие договоры между Минздравсоцразвития с одной стороны и правительством региона в лице губернатора - с другой. И только после подписания такого договора в регион с 1 января следующего года пойдут деньги.

Если посчитать чисто механически, население Кировской области составляет 1 процентотнаселения России. И можно предположить, исходя из этих пропорций, что мы получим 1 процент от тех 460 миллиардов, то есть 4,6 миллиарда рублей. Для нашей области это колоссальные средства, и таких денег, могу вас заверить, наше здравоохранение не получало никогда, - подчеркнул В.И. Агалаков. - Поэтому ставится задача за 2 года переходного периода максимально эффективно использовать эти средства. А чтобы у региона не было соблазна решить текущие проблемы здравоохранения за счет этих дополнительных средств, ставится еще одно условие: в областном бюджете на следующий год объем расходов на медицину должен быть не ниже того, что был в 2009 - 2010 годах.

От поборов избавит госзаказ

Между тем наша система здравоохранения будет реформироваться еще одним законом. Он коснется бюджетной системы в целом. Речь о законе, в соответствии с которым бюджетные организации переводятся в статус автономных некоммерческих учреждений. Финансироваться их деятельность будет через госзаказ. Его выполнение в обязательном порядке будет обеспечиваться бесплатно для граждан. И все разговоры о поборах в наших больницах должны уйти в прошлое. Главврач будет знать, что все расходы на исполнение госзаказа ему профинансируют на сто процентов. Но если он при этом что-то попробует получить с пациента, последует жесткая административная ответственность.

А пока что мы живем в системе двойных стандартов. Бесплатная медицина зачастую оказывается платной. Кто в этом виноват? Само государство, которое не обеспечивает должного финансирования. Если страна тратит на здравоохранение менее 5 процентов валового внутреннего продукта - ВВП, то система разваливается. Это аксиома, известная во всем мире и никем не оспариваемая. В России на медицину расходуется примерно 2,5 процента ВВП, то есть вдвое меньше необходимого, но система не разваливается. Почему? Потому что остальное мы, как это ни цинично звучит, добираем из карманов пациентов. При новой системе такого самообмана уже не будет.

И еще одна наша беда: мы, к сожалению, привыкли считать, что чем больше у нас врачей, медицинских стационаров, чем больше койкомест, тем лучше. Тут уместно привести еще одну общемировую аксиому. Для нормальной организации системы здравоохранения достаточно 70 коек на 10 тысяч населения. В России сейчас средний показатель - 90 коек, в нашей области -120. А другая неоспоримая аксиома заключается в том, что на 10 тысяч населения достаточно 25 врачей. В Кировской области на это количество населения сейчас приходится 36 врачей. То есть система организована крайне нерационально. А потому работает неэффективно. В развитых странах Европы госпитализируется только четверть заболевших. Остальные лечатся амбулаторно. А у нас в стационары помещают две трети всех заболевших.

И здесь вопрос стоит гораздо шире, чем просто механическое сокращение койкомест в больницах, - резюмировал Владимир Иванович. - Нам надо менять психологию наших граждан, психологию самого медицинского сообщества. Менять подходы к работе системы здравоохранения. Это непростой и болезненный процесс. Но мы должны через него пройти.

Е.Краев

«Вятский край», № 124 от 06.07.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 13.07.2010 08:33:31

Последнее изменение: 03.05.2011 15:51:09