Дороги, которые мы латаем

14 июля 2010

Проблемы вятских дорог - давняя головная боль. Дороги - это артерии области, от состояния которых напрямую зависит ее социальное и экономическое здоровье. Автодороги связывают Киров с семью из девяти сопредельных регионов. Через Кировскую область проходит федеральная трасса "Вятка". Однако до настоящего времени мы не имеем устойчивого выхода в Архангельскую и Вологодскую области, что не позволяет в полной мере использовать транспортный и транзитный потенциал региона. Три районных центра - Луза, Подосиновец и Опарине - не имеют устойчивой автодорожной связи с областным центром. К более 1500 населенным пунктам области (около 48%) не подведены дороги с твердым покрытием. Этим и другим дорожным проблемам были посвящены последние депутатские слушания в Законодательном собрании Кировской области.

ШТОПАТЬ ДЫРЫ - НЕПЕРСПЕКТИВНО

Основная причина проблем в сфере дорожного строительства - хроническая нехватка денег. Например, в бюджете 2010 года - не самого благоприятного в финансовом отношении - на содержание и строительство дорог предусмотрено лишь 545 миллионов рублей. "Этих средств крайне мало для изменения ситуации к лучшему, - говорит председатель областного Заксобрания Владимир Васильев. - И потому особое внимание нашего депутатского корпуса всегда сосредоточено на контроле за рациональным и максимально эффективным использованием денег. Я имею в виду удешевление всех видов дорожных работ не в ущерб их качеству, и своевременные торги - ради проведения этих работ в оптимальные сроки. Очевидно, что практика постоянного штопания дыр, от которой пока не удается уйти, не имеет перспектив". По мнению Владимира Васильева, Кировской области необходима полноценная, всеобъемлющая программа развития и содержания дорожной сети, подкрепленная реальным долгосрочным финансированием.

Правительство области решает задачу сохранения дорог и приведения их в нормативное состояние. Однако в области до сих пор нет удовлетворительных автотрасс, соединяющих регион с Пермским краем, Татарстаном и Марий Эл. "Мы провели переговоры с Федеральным дорожным агентством по поводу ремонта автодороги "Вятка", - сообщил депутатам зампред областного Правительства Сергей Щерчков. - Основные денежные средства были перераспределены с учетом расходов на те дороги, которые соединяют нас с соседями. Это выходы на Пермь через Омутнинск, на Удмуртию через Кильмезь, на Казань через Малмыж и на Йошкар-Олу через Санчурск. Мы считаем проблемой и то, что три наших района не связаны устойчивым дорожным покрытием с областным центром. Правда, сегодня строится участок дороги Вазюг - Опарино, в сентябре работы будут закончены".

По муниципальным же дорогам было принято решение о субсидировании работ по их содержанию. На эти цели в бюджете-2010 предусмотрены 650 миллионов рублей. Отрицательных мнений от глав муниципальных образований по этому поводу пока не поступало.

"В 2010 году мы вновь столкнулись с проблемой недофинансирования дорожной отрасли, - посетовал Сергей Щерчков. - Бюджет смог выделить только 545 миллионов рублей, плюс 650 миллионов - на субсидии муниципалитетам. Мы были вынуждены взять федеральный кредит в 300 миллионов, что позволило нам решить вопросы достройки участка Вазюг - Опарино, расширения улицы Воровского в Кирове и ремонта части региональных дорог. Однако в любом случае этих денег недостаточно. Мы приняли решение привлечь финансы через государственно-частное партнерство. Закон о ГЧП недавно принят Заксобранием. Правительство утвердило порядок проведения торгов. Мы планируем привлечь еще около 500 миллионов рублей. Думаю, эти средства позволят нам отремонтировать дороги нашей региональной сети".

ДЕПУТАТЫ ТРЕБУЮТ ОТВЕТОВ

Валерий Туруло (группа "Независимые депутаты"):

- Будет ли отремонтирован въезд из Кировской в Нижегородскую область? Ведь пятикилометровый участок, начиная от Кикну-ра - абсолютно убитая дорога.

Сергей Щерчков:

- Мы пока умышленно не говорим о тех дорогах, ремонт которых закладывается под государственно-частное партнерство, под те 500 миллионов рублей, которые мы планируем привлечь в 2010 году. Мы не раскрываем этот список, так как сам факт ГЧП еще не состоялся. Но, если не ошибаюсь, этот участок как раз попадает в рамки ГЧП и должен быть отремонтирован в 2010 году.

Валерий Туруло:

- Нам не хватает "дорожных" кадров. Наш строительный колледж имел опыт выпуска специалистов по дорожному строительству. И сегодня он готов восстановить это направление работы, но при условии, что будет государственный заказ.

Альберт Запольских, глава департамента дорожного хозяйства:

- Мы собираемся выйти с подобным предложением - либо самостоятельно, либо через департамент образования. Подготовкой специалистов могут заняться и строительный колледж, и другие профессиональные училища, поскольку у нас острый дефицит специалистов именно среднего звена, специалистов, которые могли бы работать на современной технике. Вятавтодор мог бы предоставить технику для производственной практики, а потом помог бы с трудоустройством. Так что мы уже готовим предложения.

Дмитрий Русских (фракция КПРФ):

- Подго-товкабюджета-2011 уже началась. Сколько в нем нужно запланировать денег на содержание и ремонт региональных дорог, чтобы хотя бы сохранить их в нынешнем состоянии? Сергей Щерчков:

- Сегодня мы близки к принятию "Программы развития транспортной инфраструктуры до 2015 года". Мы собираемся действовать в рамках этой программы. Поэтому в бюджете-2011 будет заложена сумма более 3 миллиардов рублей.

Дмитрий Русских:

- Нашумевший вопрос: откуда взялись 452 миллиона рублей на ремонт дорог в Кирове?

Сергей Щерчков:

- Это федеральные деньги. Они пойдут на ремонт улично-дорожной сети города Кирова. Эти деньги не имеют отношения к содержанию региональных дорог.

Виктор Женихов (фракция КПРФ):

- Когда будет достроена объездная дорога от нового моста через Вятку на Советский тракт, то есть западный объезд Кирова?

Альберт Запольских:

- В 2010 году будет завершено его проектирование. Мы понимаем, что при перегруженности улиц Кирова эта дорога имеет большое значение. Но это очень дорогостоящий объект: его стоимость - примерно 13 миллиардов рублей. Правительство и губернатор стараются привлечь эти деньги из федерального бюджета.

Сергей Щерчков:

- Нужны деньги на выкуп земли у собственников, так как дорога пройдет по частным землям. Наш губернатор провел переговоры с министром транспорта Игорем Левитиным о включении этого объекта в федеральную целевую программу. Положительного ответа пока нет. Министр предложил опробовать механизм ГЧП.

Сергей Доронин (фракция "Справедливая Россия"):

- Я считаю правильным то, что Правительство радеет о повышении качества и объемов ремонта дорог, соединяющих Кировскую область с соседними регионами. Это экономически оправдано. Но насколько перспективно строительство автодороги Киров - Котлас - Архангельск? Области необходим выход к северным морям: мы везем туда много нашей продукции.

Альберт Запольских:

- Это перспективное направление, так как в первую очередь мы работаем для людей. Лузский и Подосиновский районы, административно находящиеся на территории Кировской области, фактически тяготеют к соседям. Они не могут в любое время дня и ночи, в любых погодных условиях приехать в Киров, хотя многие вопросы можно решить только в областном центре. Поэтому очень важно - с социальной точки зрения - достроить автомобильную дорогу до Лузы, и тем самым обеспечить наших граждан необходимым набором социальных услуг, которые предоставляет областной центр. Но и экономика важна: ограничивать строительство дороги Лузой - не совсем продуктивно. Ее нужно достроить так, как она называется по документам: Архангельск -Котлас - Киров.

Андрей Бусыгин (фракция ЛДПР):

- Три года назад, по инициативе депутата Николая Малкова и моей, был рассмотрен вопрос о передаче участка автодороги Киров - Советск -

Яранск (в черте города Советска) в областную собственность. Было принято решение Правительства о передаче. Сегодня оно не отменено, но и дорога не передана. То есть исполнение решения Правительства области длится уже три года. Я считаю, что это слишком долго. Есть опасение, что никто не собирается ни передавать, ни принимать этот участок дороги. За эти три года дорога пришла в полную негодность - по причине нашей нерасторопности. Кто ездит через Советск, тот на себе ощущает эти ухабы, особенно на отрезке от моста через Вятку до поворота на Лебяжье и Пижанку. А ведь этот участок, по сути, выполняет функцию дороги федерального значения, так как по нему проходит огромный поток грузового транспорта. Мне хотелось бы узнать о его дальнейшей судьбе. Давайте поставим точку в этом вопросе! Альберт Запольских:

- Эта проблема нам известна, мы пытаемся ее решить. Решение Правительства о передаче части улично-дорожной сети населенных пунктов из муниципальной в областную собственность, принятое еще в 2007-м, не было исполнено, так как не были сформированы объекты передачи. В нынешнем году было дано предложение губернатору о предоставлении муниципальным образованиям дотации на компенсацию расходов по содержанию этих дорог. Советск, как и некоторые другие муниципальные образования, в 2010 получит деньги на эту дорогу.

Сергей Щерчков:

- В передаче дороги в областную собственность в первую очередь заинтересован муниципалитет. Тем не менее, я не видел ни одного письма - ни от главы Советского района, ни от главы районной администрации - о том, что такая проблема есть в районе.

Владимир Савиных (фракция "Единая Россия"):

- В документе, где говорится об ограничении движения по дорогам в весенний период, есть такая цифра: в счет возмещения вреда автодорогам Кировской области, причиненного транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, поступили 1605 тысяч рублей. А сколько планировалось получить? Вообще, насколько эффективно это ограничение? Альберт Запольских:

- Основной задачей введения весеннего ограничения является снижение тяжеловесного грузопотока. С 2010 года на всей территории России действует новый порядок взимания ущерба за нанесение вреда автодорогам в период весеннего ограничения - по весовым параметрам. Еще в прошлом году организация, собирающаяся провезти тяжелый груз, попросту покупала документ, удостоверяющий факт возмещения ею наносимого вреда. То есть сначала платили, потом ехали. Теперь порядок поменялся: сначала водители едут через пункты весового контроля, получают акты о возмещении вреда, и только потом в течение 30 дней платят компенсацию. 1605 тысяч рублей - сумма месячной давности, сегодня она уже в два раза больше. Дорожный комитет Кировской области ведет титаническую работу по взысканию этих денег в судебном порядке. Всем, кому выданы акты о выплате компенсации, направлены претензии. Судебные процессы уже были, и во всех победил дорожный комитет. Эта работа будет доведена до конца. Понятно, что не все деньги мы сможем взыскать, но большую часть - особенно с предприятий Кировской области - мы получим.

Владимир МЕЛЬНИК

«Московский комсомолец на Вятке», № 29 от 14.07.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 23.07.2010 10:06:10