На блоги надейся, а сам не плошай!

21 июля 2010

Депутаты Законодательного Собрания не торопятся осесть в Интернете

У многих известных политических и общественных лидеров России и ее регионов сегодня появляются блоги. Есть они и у нескольких депутатов Законодательного Собрания Кировской области. Что это - модное веяние или прямой диалог с избирателями? Так ли уж необходим депутату блог в повседневной работе и в предвыборной кампании?

Как выглядит народный избранник в виртуальном мире? На эти и многие другие вопросы, связанные с присутствием вятских парламентариев в интернете, попытались ответить участники "Парламентского клуба Заксобрания".

ИНТЕРНЕТ ИДЕТ В НАРОД

Вот несколько любопытных фактов. Согласно последним исследованиям, интернетом сегодня пользуются 32 миллиона россиян. Степень проникновения интернета "в народ" составляет 54 процента (то есть более половины населения России посещает его хотя бы один раз в месяц). При этом в последнее время прирост пользователей всемирной сети идет за счет людей старшего поколения (45-60 лет). Поэтому высказывания некоторых скептиков о том, что депутатам "неинтересно присутствовать в интернете, потому что им пользуется не электорат, а молодежь, которая не ходит голосовать" становятся все менее актуальными.

- По статистике, 25% городских и 18% сельских жителей Кировской области получают информацию из интернета, - говорит начальник информационно-аналитического управления Заксобрания Наталья Шутова. - И в этом смысле интернет уже необходим. Если говорить о блогах, то их, естественно, ведут не многие. Это делают, как правило, социально активные люди, лидеры общественного мнения. Поэтому я считаю, что депутаты Заксобрания должны присутствовать в интернет-пространстве, но это должно исходить из внутреннего состояния каждого. Заставить писать в интернете нельзя никого. Тем более, что у Заксобрания есть сайт, есть форум, есть электронная приемная. И поэтому, может быть, каждому депутату и не нужно создавать свой блог: связь с избирателями может обеспечить наш сайт.

К тому же, как утверждают многие специалисты, главная проблема блогов - их непонимание из-за излишней сложности оформления. Большинство блогов депутатов представляют собою некую смесь: немного о себе, немного о депутатской деятельности, немного об увлечениях, и так далее. Это отталкивает посетителей: они не понимают, что именно они могут получить от общения с депутатом-блоггером.

ПО НУЖДЕ ИЛИ "ДЛЯ ПРЕСТИЖУ"?

Вариантов возможного присутствия кировских депутатов в интернете существует целых четыре: блоги, форумы, Твиттер и социальные сети. Сегодня из 54 депутатов Законодательного Собрания Кировской области только пятеро являются блоггерами. Это Олег Березин (блог в Живом Журнале и на собственном сервере), Сергей Лузянин, Андрей Бусыгин, Александр Рязанов (блоги в ЖЖ) и Валерий Туруло (Blogspot). Из них только первых двух можно назвать действительно активными блоггерами. При этом Твиттер заявлен только у Олега Березина, а социальными сетями не пользуется ни один парламентарий. Из всего этого можно сделать вывод о том, что депутаты кировского Заксобрания пока не склонны использовать новые веяния в интернете.

Здесь нужно сказать несколько слов о Твиттере. Это новый формат общения в интернете для тех, кто воспринимает информацию маленькими блоками. Его аудитория еще уже, чем аудитория блогов. Правда, многие сидят в Твиттере только "для престижу".

По мнению некоторых экспертов "Парламентского клуба", депутаты-блоггеры пытались сделать из своих блогов "электронные приемные", но это не получилось: в блогах не появлялись запросы избирателей, не установилась связь с электоратом. Была попытка публикации своеобразных отчетов о депутатской деятельности, но и она почти не нашла отклика.

Казалось бы, в качестве "электронных приемных" лучше всего использовать социальные сети: "В контакте" и "Одноклассники". Последняя имеет основную возрастную аудиторию от 35 лет и старше, которая должна быть интересна депутатам не только в процессе работы в Заксобрании, но и во время предвыборной кампании. Однако, как уже было сказано, эти ресурсы депутаты сегодня не используют. Хотя в обозримом будущем, по некоторым прогнозам, избиратели станут обращаться к депутатам в тех же "Одноклассниках", если станут там же получать быстрые ответы на свои вопросы: люди, "живущие" в интернете, всегда отличаются активностью и оперативностью.

Однако при этом нельзя подменять проблемы информационного наполнения проблемами технического обеспечения. Депутат, создающий блог, в первую очередь должен сам себе ответить на вопрос: для чего он ему нужен и чем он его наполнит. Ведь его содержание должно быть некой "завлекалочкой" для аудитории. А депутату, естественно, нужна массовая аудитория - как минимум, аудитория его округа.

Как говорят эксперты клуба, блог Сергея Лузянина можно считать классическим блогом местного политического лидера, так как он ориентирован в основном на информирование жителей его округа и обратную связь с ними. С другой стороны, по мнению специалистов, блог Валерия Туруло выгодно отличается от других тем, что в нем четко написано: это блог депутата Законодательного Собрания Кировской области. К тому же в нем нет личных записей о всевозможных увлечениях.

БЛОГ - ЭТО ПОЧТИ МАНДАТ_

Любой депутат Заксобрания имеет две ипостаси: с одной стороны, он член какого-либо депутатского объединения (фракции) и сторонник его взглядов, с другой стороны - политик, которому есть что сказать лично от себя. В первом случае информационную работу в интернете должны вести пресс-службы фракций, и в этом случае блоги не нужны. Но если депутат имеет некую независимую позицию, он может и должен использовать "новые медиа".

- Вопрос в том, для чего депутату блог, - рассуждает политтехнолог Иван Юдинцев. - Если только для того, чтобы переизбраться еще на один срок, то он должен быть рассчитан на электорат. Это бесполезно, так как все понимают: электорального эффекта блог не даст. Другое дело, если он является средством проведения политики депутата, средством борьбы за изменение окружающей действительности. С этой точки зрения блог становится таким же инструментом, как депутатский мандат. Если депутат идет в политику для того, чтобы решать какие-либо проблемы, то мандат для него - только набор полномочий и возможностей, в том числе возможности появления в традиционных СМИ и на сайте Заксобрания. Степень достоверности интернет-ресурсов зависит от того, кто является их учредителем и кто несет за них ответственность. Однако создавать эти ресурсы должны не сами депутаты, а медийные профессионалы. Посетители блога должны понимать, что их избранник занимается делом, а не сидит в интернете.

Но есть еще одна сторона проблемы. Информация в интернете нужна для того, чтобы "зацепить" ту часть аудитории, которая не охвачена традиционными СМИ, то есть газетами и телевидением. Сегодня активными избирателями являются в основном люди среднего и старшего возраста, как раз предпочитающие традиционные СМИ. Если депутат станет размещать информацию, рассчитанную на них, лишь в интернете, то он зря потратит время. Что касается молодежи, то ей политическое наполнение депутатских блогов, как правило, неинтересно, так как молодежь ищет в интернете общения и развлечений. Тогда возникает вопрос: о чем вообще может писать депутат в своем блоге?

Конечно, блог депутата можно рассматривать и как виртуальную электронную пресс-службу, чтобы журналисты любых СМИ могли черпать оттуда свежую информацию о деятельности парламентария. Ведь известно, что корреспонденты традиционных СМИ являются активными пользователями интернета. Это, пожалуй, один из самых действенных видов использования блога: депутату не нужно содержать пресс-службу, которая станет рассылать информацию по адресатам.

Можно сделать вывод о том, что "парламентское будущее" все-таки за интернетом, с его огромными информационными возможностями за небольшую плату. Не исключено, что лет через пять он станет главным инструментом обратной связи населения и депутатов. Но сегодня реалии таковы, что ближайшие выборы в Заксобрание пройдут, вероятнее всего, при полном господстве традиционных СМИ.

СЛОВО ДЕПУТАТАМ

Сергей ЛУЗЯНИН, фракция "Единая Россия":

- Мне как |депутату (который, возможно, станет участвовать в ближайших выборах) важна та аудитория, те мои сторонники, которые интернетом почти не пользуются. Я общаюсь с ними напрямую и через газеты. Мой блог нужен лишь небольшой части моих избирателей, посещающих интернет. К тому же, как уже было сказано, информация моего блога ориентирована на население того округа, где я живу и от которого избирался. Поэтому малая активность посещений меня не огорчает.

Павел СЫРЦЕВ, группа "Независимые депутаты":

- Блог нужен депутату для двух возможных целей: либо для того, чтобы быть избранным в Заксобрание, либо для того, чтобы демонстрировать свою работу в нем. В любом случае он должен заявить общественности свою активную позицию. Поэтому перед тем, как создавать блог, нужно ответить самому себе: станешь ли ты им пользоваться, будешь ли в нем писать, будут ли его посещать, читать и цитировать пользователи интернета? Иными словами, необходимость блога должна быть четко обоснована. Был момент, когда и я хотел создать свой блог. Но у меня нет свободного времени ежедневно писать и отвечать на вопросы. Мне достаточно простого адресного обмена по электронной почте.

Владимир МЕЛЬНИК

«Московский комсомолец на Вятке», № 30 от 21.07.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 28.07.2010 08:34:04

Последнее изменение: 27.08.2010 13:42:18