Взятки, прочь из Вятки!

28 июля 2010

О коррупции в России се­годня заговорили все. Хо­рошо уже то, что эта про­блема официально призна­на тяжелым социальным недугом России. Ибо путь к решению любой проблемы всегда начинается с ее при­знания. На последнем пле­нарном заседании Законо­дательного Собрания Ки­ровской области депутаты, губернатор и члены регио­нального Правительства от­крыто заявляли, что кор­рупция у нас есть. Однако о серьезных успехах в борь­бе с ней, а тем паче о побе­де над ней, говорить еще рано. По словам губернато­ра Никиты Белых, сегодня идет лишь первый этап ра­боты, когда закладывается системная основа для све­дения в будущем корруп­ции к минимуму.

ОБЩЕСТВО КОНТРОЛЕР ВЛАСТИ?

Тема "правительственного часа" в повестке заседания Заксобрания была сформулирована так: "Реализация мер по противо­действию коррупции в Кировской области". Интересно то, что не­сколькими днями раньше этот вопрос - правда, в федеральном контексте - рассматривался на заседании Совета законодателей России под председательством президента Медведева. В этом совещании участвовал председа­тель Заксобрания Кировской об­ласти Владимир Васильев.

Как известно, выявление пре­ступлений - задача правоохрани­тельных органов. Задача власти -предупредить проявления кор­рупции. А для этого каждому по­тенциальному взяточнику должно стать ясным не только то, что на­казание за правонарушение будет жестоким; главное то, что оно неотвратимо.

Меры борьбы с коррупцией в Кировской области сегодня сво­дятся к созданию работающей нор­мативно-правовой базы, регла­ментации поведения и действий государственных и муниципальных служащих, совершенствованию системы закупочной деятельности и формированию нетерпимого от­ношения к коррупции в обществе.

Федеральный закон "О проти­водействии коррупции" принят в декабре 2008 года, а нацио­нальная антикоррупционная стра­тегия утверждена в апреле 2010 года. В Кировской области регио­нальное законодательство моди­фицировано в рамках изменений федерального: в июне 2009 года принят областной закон "О проти­водействии коррупции в Кировс­кой области", определивший ос­новные понятия и принципы анти­коррупционной деятельности ор­ганов исполнительной власти, а также меры к снижению и ликви­дации последствий коррупцион­ных правонарушений в регионе. В области создана и работает меж­ведомственная комиссия по про­тиводействию коррупции под председательством губернатора. Подобные комиссии появились и в муниципальных образованиях.

Корень бед многие видят в неэффективном взаимодействии власти, бизнеса и общества. И по­тому важнейшим направлением в антикоррупционной работе дол­жен стать курс на открытость вла­сти и на активизацию гражданско­го общества. Власть работает че­стно только там, где ее контроли­рует общество. "Правительство области не может администра­тивными решениями создать об­щественные организации, кото­рые станут следить за работой власти, - заявил Никита Белых. - Общество должно само захотеть этого". Правительство действует в двух направлениях: обеспечива­ет открытость всей потенциально интересной обществу информа­ции и поощряет общественные инициативы, взаимодействуя с общественными организациями.

ЧИНОВНИКИ ВЫВЕРНУТ КАРМАНЫ?

Важным элементом антикор­рупционной работы становится эк­спертиза проектов нормативно-правовых актов и других докумен­тов, разрабатываемых органами исполнительной власти области. Задачи экспертизы состоят в выяв­лении и устранении из документов тех положений, которые могут стать лазейкой для нечистых на руку чи­новников. В 2009 году такую экс­пертизу прошли около 600 проек­тов, а в первом полугодии 2010 -еще 440. Кроме того, проекты нор­мативно-правовых актов проходят экспертизу в Прокуратуре Кировс­кой области и Управлении Минюс­та РФ по Кировской области. Про­куратура в 2009 году выявила око­ло 600 документов с "коррупцион­ными лазейками" (и еще 360 в 2010-м), причем основное их количество разработано органами местного самоуправления.

"Наиболее характерные коррупциогенные факторы - необосно­ванная широта полномочий, непол­нота административных процедур, необоснованный отказ от конкурсов - прежде всего, в сфере законода­тельства, регламентирующего воп­росы муниципальной службы, уп­равления и распоряжения муници­пальной собственностью, - сооб­щил депутатам первый заместитель прокурора Кировской области Алек­сандр Шихов. - А также в сфере бюджетного, жилищного и земель­ного законодательства".

Что касается поведения гос­служащих, то представители Пра­вительства области и органов мес­тного самоуправления поддержали инициативу президента России о декларировании сведений о дохо­дах государственных чиновников. Во всех органах исполнительной власти региона составлены переч­ни должностных лиц, обязанных представлять сведения о своих до­ходах и имуществе. Утверждена программа проверки этих сведе­нии, по которой правоохранитель­ные органы "инспектируют" декла­рации. "Я считаю принципиально важным внести в региональное за­конодательство дополнения об от­ветственности чиновников за све­дения в декларациях, - заявил Ни­кита Белых. - Представление недо­стоверных или неполных сведений должно быть наказуемо".

Свою роль в профилактике коррупции призваны сыграть ко­миссии по соблюдению требова­ний к служебному поведению гос­служащих и урегулированию кон­фликтов интересов. Они уже со­зданы во всех органах исполни­тельной власти Кировской обла­сти и органах местного самоуп­равления. Возможно, по итогам 2010 года все комиссии соберут­ся вместе, чтобы подвести итоги работы и обменяться опытом.

ВЗЯТКА - НОРМА КОНТАКТА С ВЛАСТЬЮ?

Если же говорить о нетерпи­мом отношении общества к кор­рупции, то сегодня большинство наших сограждан полагают, что общественное мнение не играет серьезной роли в борьбе с нечес­тными чиновниками. Мол, люди и так не любят взяточников, и гово­рить тут больше не о чем. Четверть россиян вообще не считают кор­рупцию ненормальным явлением. Она воспринимается как обычный элемент взаимодействия с влас­тью при решении каких-либо про­блем. Зачем выполнять требова­ния пожарной службы или санэпиднадзора, когда можно "догово­риться"? А водитель, нарушивший правила и сумевший дать "на лапу" инспектору ДПС, у нас вообще воспринимается как герой. Пока такие настроения присутствуют в обществе, коррупцию не одолеть. Люди должны понимать, что даю­щий взятку становится таким же нарушителем закона, как и беру­щий ее.

Видимо, поэтому Никита Бе­лых сказал депутатам Заксобра­ния: "Буду рад услышать от вас любые предложения по совер­шенствованию антикоррупцион­ной работы в Кировской области".

МНЕНИЕ ДЕПУТАТА

Евгений СМЕТАНИИ, фракция "Единая России":

- Тема коррупции актуальна для Кировской области не менее, чем для всей России. Потому что речь идет даже не о том, что мы ло­вим больше или меньше взяточников, чем в среднем по стране. Речь идет об общей системе госу­дарственного управления, которая долж­на быть застра­хована от проявлений коррупции. Ведь антикоррупционный закон, который мы принимали в Кировс­кой области, был направлен не на то, чтобы ловить коррупционеров (этим должны заниматься соответ­ствующие органы), а на то, чтобы ликвидировать предпосылки для проявлений коррупции и коррупциогенные факторы.

К сожалению, антикоррупци­онная система в Кировской обла­сти до конца еще не сформирова­лась. Нет еще эффективной экс­пертизы нормативно-правовых ак­тов, принимаемых и Законода­тельным Собранием, и другими органами власти. Хотя последни­ми внесенными поправками в за­кон мы усилили эту норму.

Чтобы механизмы заработали, необходимо проявлять большую требовательность в исполнении того закона о противодействии коррупции, который уже есть. Не­обходимо обсуждать и другие инте­ресные предложения в этой сфере.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Андрей БУСЫГИН, фракция ЛДПР:

- Корруп­цией в стране недовольны все, также, как и "успехами" в борьбе с нею. Деятельность по противодействию коррупции зачастую сводится лишь к энер­гичному написанию бумаг и прове­дению разного рода совещаний. Практика показывает, что корруп­ционным рискам наиболее под­вержена муниципальная власть. И здесь нам нужна обратная связь, чтобы узнать мнение населения.

Вот пример: жители Советска просят меня ответить на несколь­ко вопросов, но я пока не могу это­го сделать. Там происходят стран­ные вещи: единственный киноте­атр был продан без конкурса при­мерно за один миллион рублей, и тут же перепродан за десять мил­лионов! Для этого была использована простая и всем известная схема: сначала муниципальное имущество передается МУП, за­тем МУП преобразуется в ОАО и, наконец, имущество продается. Или другой случай: жители дерев­ни Долбилово регулярно платили за воду, затем там сломался на­сос, и десять дней не было воды; в тарифе заложены расходы на ре­монт насоса, но власть сказала людям, чтобы они собирали день­ги. Куда были выведены деньги из обслуживающего МУПа? Эти слу­чаи хорошо показывают нам, как мы боремся с коррупцией. Если бы мы действительно боролись, не было бы таких ситуаций. Интерес­но знать, в областном Правитель­стве кто-нибудь отвечает за по­добные действия муниципалов? Я до сих пор не могу добиться отве­та, а люди спрашивают с меня, как с депутата. Поэтому я и говорю про обратную связь.

Никита Белых:

- Если ваш запрос будет официально оформлен, я лично про­контролирую, чтобы работа по нему была максимально эффек­тивной.

Савелий ЕРМОШИН, Группа "Независимые депутаты":

- Мы дол­жны предуп­реждать кор­рупцию, так как ее пресе­чением занимаются федеральные органы. Но для этого нам нужно ввести конкретные признаки кор­рупционных правонарушений. Их сегодня нет ни в Административ­ном кодексе России, ни в законе Кировской области. Есть же феде­ральный закон, в котором отраже­ны эти признаки. Есть, наконец, мировой опыт. Конкретные при­знаки коррупции дисциплинируют чиновников. Почему мы до сих пор не включили их в наш закон? Ведь сегодня, насколько я вижу, идет лишь поверхностная борьба. Мы не выявили ни одного явно корруп­ционного правонарушения.

Александр Шихов:

- Как вы сами сказали, тако­го рода признаки отражены в фе­деральном законе. Поэтому их не нужно дублировать в региональ­ном законе.

Владимир КРЕШЕТОВ, фракция КПРФ:

Каков поп, таков и приход; каково государство, таковы и чи­новники. Рос­сийские и международные экспер­ты говорят, что если самый высо­кий уровень доходов в стране пре­вышает самый низкий в 20 и более раз, обстановка с коррупцией ста­новится неуправляемой. У нас в стране эти показатели разнятся в 40-50 раз. Поэтому у нас все про­дается и покупается. У нас нет гражданского общества и нет дове­рия к власти. Так можно ли в нашем государстве всерьез говорить о борьбе с коррупцией? Кстати, на нормальном русском языке это на­зывается мздоимством и казнок­радством. Мы придумываем какие-то "признаки коррупции", когда ясно одно: вор должен сидеть в тюрьме. А кого у нас посадили? Не­ужели в этих условиях все принима­емые меры могут привести к каким-либо положительным результатам?

Александр Шихов:

- Я считаю, что те критерии, которыми мы руководствуемся в своей работе, позволяют нам эф­фективно исполнять свои обязан­ности.

Итак, власть готова к серь­езной борьбе с коррупцией, и уже ведет ее, но ждет настоя­щей действенной помощи в этом от общества.

Владимир МЕЛЬНИК

«Московский комсомолец на Вятке», № 31 от 28.07.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 17.08.2010 14:24:59

Последнее изменение: 17.08.2010 14:26:49