Бюджетное недоразумение

27 сентября 2010

Предстоящий областной бюджет-2011 станет «социально ориентированным. На развитие средств вновь не нашли

Кировская область стоит на пороге принятия своего главного документа – бюджета на следующий год. Уже прошли первые, так называемые «нулевые слушания». На очереди - депутатские баталии, однако уже сейчас главную черту предстоящего бюджета можно проследить: департамент финансов решил все силы бросить на «социалку», предоставив большинству отраслей экономики региона выкарабкиваться из проблем самостоятельно. Как же все-таки грамотно поделить деньги налогоплательщиков, чтобы «и вашим, и нашим», рассуждали участники «круглого стола».

«Мнимое» противоречие

Николай Баранов – депутат Законодательного собрания от партии «Единая Россия», директор СХП «Кировское»:

- В социальную сферу направляются значительные средства. Экономика нуждается во вливаниях не только со стороны частных инвесторов, но и со стороны государства. С одной стороны, надо сокращать расходы. С другой, мы не можем уменьшить социальные выплаты. Нельзя, например, не повышать ежегодно зарплаты бюджетникам... Сейчас активно оптимизируют сферу здравоохранения и образования, почему бы не оптимизировать управленческий аппарат? Сегодня чиновников больше, чем было в СССР, хотя страна по размерам горазд о меньше, многие должности дублируются. Сокращение, о котором говорит президент, помогло бы бюджетам всех уровней значительно сократить расходы и направить эти средства на развитие региона. Необходимо постепенно вводить электронные услуги - через Интернет: большой пласт служащих сразу окажется не нужен. В свою очередь, «социалку» нельзя урезать ни в коем случае, этих денег и так недостаточно. Я вообще боюсь, как бы оптимизация социальной сферы нам боком не вышла.

Александр Рязанов – депутат Законодательного собрания от партии ЛДПР:

- Да не будет бюджет «социально ориентированным»! О чем вы? Сейчас идет повсеместное сокращение «ставок и коек». О какой социальной ориентированности мы сейчас говорим, если пенсионерка в селе не может до больницы добраться - потому что этой больницы уже нет. Промышленность - это производство, а производство должно выкарабкиваться самостоятельно. Я понимаю, что все хотят «побольше и получше», но если резервы невелики, то необходимо расставить приоритеты. Это бюджет, это деньги налогоплательщиков, а налогоплательщик в первую очередь нуждается в развитой инфраструктуре: дорогах, больницах, нормальных школах. И здесь, на самом деле, нет противоречия. Давайте подумаем о частных инвесторах, о привлечении инвестиций... Мы ведь можем об этом думать, говорить, правильно? В рамках бюджета 61% на социальную сферу – это кажется много, но в абсолютных цифрах этого, может быть, будет и недостаточно.

Владимир Крешетов – депутат Законодательного собрания от партии КПРФ:

- Как может бюджет быть социально ориентированным в несоциальном государстве? Где вы увидели социальный бюджет 2009 года или 2008 года? На последнем заседании ОЗС я поднял вопрос (пожаров еще не было, но засуха была) о том, что сгорел урожай, село несет потери, предусматривает ли что-либо бюджет в подобных ситуациях? Да, было выделено 495 млн. рублей. Но это «дыры» латать, чтобы совсем все не загнулось. С одной стороны, я понимаю, что затраты бюджета на социальную сферу в таких городах, как Киров, доходят до 60-70%, Но это совсем не значит, что бюджет «социально ориентированный». У нас сплошные дыры и проблемы, и этих денег явно недостаточно.

Наталья Круковская – заместитель главы департамента финансов Кировской области:

- Если взглянуть глубже, то нет никакого противоречия в принимаемом бюджете. Только на первый взгляд кажется, что социальная сфера и экономика не пересекаются и распиваются сами по себе. На самом же деле они взаимосвязаны, и неспроста бюджетная политика является составной частью экономической политики любого региона и страны в целом. Предусмотренные в бюджете расходы на социальные меры и обеспечение государственных услуг для жителей региона гарантируют своевременную оплату тех товаров, услуг и работ, без которых социальная сфера существовать не может и которые непосредственно производят или предоставляют отрасли экономики. Вы прекрасно помните печальный опыт неплатежей бюджетной сферы и задержку выплат пенсии, пособий и заработной платы бюджетникам и их негативное влияние. Поэтому наш бюджет исключает возможность повторения такого опыта.

Евгений Хоменок – депутат Законодательного собрания, председатель совета хозяйственных руководителей Кировской области:

- Глава депфина Елена Ковалева права в том, что необходимо выполнить социальные обязательства перед населением, чтобы именно оно как можно мягче пережило кризис. Именно поэтому на социальные нужды предполагается 61% бюджета. Вторая часть бюджета, в том числе, направлена на развитие промышленности, производства и отраслей экономики. Но не нужно думать, что для экономики есть только эта сумма и ничего более. Существуют приоритетные программы, которые направлены в какой-то степени и на развитие, в частности, производства и сельского хозяйства. Существуют инвестиционная и инновационная деятельность Правительства области в регионе. К тому же в 2010 году правительством России были выделены колоссальные средства для поддержания одного из предприятий - вятскополянского «Молота» (свыше 1 млрд, рублей). Это очень большие средства, и правительство и бюджет области предваряли выделение этих средств.

Модернизируем

Николай Баранов:

- Как бы ни парадоксально звучало, но без модернизации нам не решить многие вопросы. Объясню на примере: мы строим новый животноводческий комплекс на 1200 дойных коров с самым современным оборудованием, автоматизированной дойкой; на обслуживание такого стада нам понадобится всего 5 доярок (сейчас на поголовье из 860 коров у нас работают 45 человек). Если не строить по новым технологиям, предприятие скоро прекратит свою деятельность. Работать некому, молодежь не идет на сельхозпредприятия. В регионе сложилась непростая демографическая ситуация, и дефицит кадров будет только нарастать. Однако модернизацию надо стимулировать: инвестиционные средства освобождать от налога на прибыль, субсидировать процентные ставки...

Наталья Круковская:

- В своем бюджетном послании президент России обозначил решение основных задач бюджетной политики на 2011-2013 годы, направленных на модернизацию, и определил приоритеты расходов. Основные из них: нацеленность бюджетной системы на достижение конкретных результатов, повышение эффективности социальной защиты населения, развитие образования, здравоохранения и поддержки инноваций. Планирование расходов нашего бюджета на 2011 год прежде всего было нацелено на решение задач и целей бюджетного послания президента и губернатора региона. Увеличение доли расходов бюджета, запланированных программно-целевым методом, способствующим повыщению результативности бюджетных расходов, социальная ориентация бюджета, концентрация государственной поддержки на приоритетных направлениях социально-экономического развития области, предусмотренные расходы на формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций, механизмы государственного частного партнерства как раз и доказывают, что необходимые шаги в направлении «объявленной модернизации» предприняты.

Владимир Крешетов:

- Я считаю, что вопрос здесь необходимо ставить по-другому: развивается или нет наше государство? Медведев заговорил о модернизации. От хорошей жизни? Просто социальные возможности государства угасают. От хорошей жизни заговорили про повышение пенсионного возраста? Тоже нет. От хорошей жизни заговорили про регулирование цен, о котором пару лет назад даже и рот бы не раскрыли? Какое регулирование цен? Нам же все говорили, что рынок все отрегулирует. У нас рыночная экономика или какая? Рыночная экономика не предусматривает никакого регулирования. А какие рычаги для этого предусмотрены » в рыночной экономике? Регулирование – это инструмент того общества и того социально-экономического строя, которое сегодня все так поносят и который был характерен для «Империи зла». Мы зашли в тупик. Нет развития государства – соответственно, нет развития регионов.

Александр Рязанов:

- По принимаемому бюджету у меня всего один вопрос: как увеличить на миллиард рублей бюджет для кировского образования? И меня не смущает, что системе образования и так выделяют 5,9 млрд.рублей, а АПК всего 1,7 миллиарда. Давайте не будем преувеличивать последствия засухи. В основном у нас пострадали только южные районы, а не весь регион. Вообще, Кировская область – зона рискованного земледелия, и я всегда выступал за то, чтобы государство страховало аграриев в рамках продовольственной безопасности не на копейки, как сейчас, а на приличные суммы. Страхование необходимо развивать по линии государства.

Николай Баранов:

- Подождите, как это? Наоборот, надо обязательно сделать финансовый упор на АПК. 450 миллионов рублей из областного бюджета (вся остальная сумма - из федерального) - это очень мало, и я бы еще поискал средства для аграриев, может быть, даже в ущерб другим отраслям. Год был для нас действительно тяжелым, а следующий будет еще хуже. Сырья уже не хватает, и если отрасль не поддержать, то можем остаться банально без собственных продуктов. Будем закупать и пить какое-нибудь китайское молочко с меланином...

Александр Рязанов:

- Не все от нашей воли зависит. Что бы там нам ни хотелось, существует лимит средств, особенно федеральных. Я, например, считаю, что их можно было бы Кировской области давать и побольше. В конце концов, Россия - федерация, а все ее субъекты должны быть равны. Вообще, не понимаю, почему у нас существуют национальные образования - республики Татарстан, Башкортостан и т.д.? И национальным республикам выделяется больше средств, нежели традиционно русским регионам. Национальные образования получают такие преференции, которые и не снились русским. Государство должно заботиться об исконно русских территориях, о Вятской губернии, например. Это не мое мнение, это позиция нашей партии.

Евгений Хоменок:

- Как правило, бюджет направляется на то, чем владеет государство, а это преимущественно социальная сфера: здравоохранение, образование и т.д. Предприятия в основном – это частная собственность, и вливать деньги в частный капитал государство будет, конечно же, меньше. С бизнесом государство может выступить в качестве партнера, но никак не донора. Кстати, 30 сентября во втором чтении будет приниматься закон об областном залоговом фонде. Правительство области будет предлагать бизнесу в залог имущество, и там тоже цифра идет на большие суммы.

Попробуем перераспределить

Владимир Крешетов:

- Этот бюджет – полбуханки хлеба на семью: как ни перераспределяй, все равно мало. В свое время я был категорически против повышения транспортного налога потому, что он не решал проблему. Мы знаем, что для ее решения необходимо годовое бюджетное финансирование в размере 4 млрд. рублей. Повышение налога принесло в казну только полмиллиарда. То есть с введением налога вопрос о содержании и строительстве дорог не решили и против себя ополчили все население. Сейчас эти крохи, которые есть в бюджете, не решают ни вопросов развития, ни социальные вопросы. На данный момент я вижу решение в том, чтобы не мешать развиваться бизнесу, иначе растущие траты нечем будет покрывать.

Александр Рязанов:

- На предстоящих слушаниях по бюджету я буду выступать за увеличение финансирования образования и здравоохранения. Дебаты, безусловно, будут, но, вынужден отметить, что реальный бюджет в конечном виде от этого мало изменится. Для меня задача минимум - выбить миллиард на образование.

Наталья Круковская:

- Действительно, более бурное обсуждение всегда происходит по расходной части бюджета. Все поступившие предложения от депутатов внимательно рассматриваются, создается согласительная комиссия для рассмотрения разногласий. Решение о принятии или отклонении внесенных предложений принимается с учетом решений Законодательного собрания, согласительной комиссии и заключения губернатора. Поскольку возможность увеличения собственных доходов мала, думаю. Что изменения по расходам будут только в рамках перераспределения.

Владимир Крешетов:

- Конечно, дебаты будут, и еще какие. Планируем увеличить на 120-150 миллионов расходы на социальную сферу, дабы дать льготы не только пенсионерам и ветеранам, но и инвалидам – самой незащищенной прослойке населения. Есть вопросы и по здравоохранению. Перинатальный центр – это хорошо и здорово, но в сельских поселениях нет элементарной акушерской помощи. Я понимаю, что науку надо развивать, но когда самого необходимого нет на местах, до высоких ли технологий?.. А промышленности и вовсе всегда приходится выкручиваться самостоятельно.

Светлана Муравьева

«Бизнес новости в Кирове», № 38 от 27.09.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 07.10.2010 12:04:17

Последнее изменение: 07.10.2010 12:05:22