Транспортный налог помог с деньгами
21 октября 2010
18 октября в Областном Законодательном собрании состоялся «круглый стол» на тему «Дороги и налоги». Участники мероприятия обсуждали вероятные поправки в закон области о транспортном налоге (перспективы изменения его ставок).
Дороги давно стали своеобразным брендом Кировской области, частью имиджа региона. Увы, со знаком минус. Причин масса, главная - хроническое недофинансирование этой отрасли. Но все-таки в последние годы ситуация меняется, как говорится, медленно, но верно.
Ярче всего перемены в решении извечных проблем проявляются в Кирове. В 2010 году город получил более 450 млн рублей на капремонты улиц в рамках проекта «Новые дороги городов России». Дорожные работы шли как в центре, так и в отдаленных районах города. Использовались самые современные материалы и технологии.
Меняется в целом и картина по области. Вот, например, оценка состояния кировских дорог депутата Заксобрания Сергея Доронина, которую он дал при обсуждении повышения транспортного налога: «В этом году, по роду своей деятельности, я объехал 26 районов области. Состояние дорог оцениваю на твердую «четверку». Глупо было бы в следующем году не найти денег на их содержание».
Есть районы, где дороги заслуживают твердой «двойки». Очень быстро подтянуть успеваемость невозможно - признает губернатор области Никита Белых. Вот что он пишет в своем блоге: «Для того чтобы в течение одного сезона все дороги области привести в нормативное состояние, требуется 60 миллиардов рублей. Чтобы поддержать сеть в том состоянии, в котором она есть, требуется 5-6 миллиардов... Мы же можем себе позволить меньше 2 миллиардов. В таких условиях власти работают над повышением эффективности расходов. В частности, передавая часть дорог с областного уровня на муниципальный. Местные власти впервые получают необходимые средства для реализации этих полномочий. Куда тратить, решают сами. Сегодня нам выделено из областного бюджета за счет повышения транспортного налога около 7 миллионов рублей. Мы их можем использовать дополнительно и по своему усмотрению, т.е. нам не надо никуда ходить. Надо трассу подремонтировать - мы уже имеем на это деньги.
В области принята целевая программа, в соответствии с которой за пять лет на ремонт и строительство дорог планируется потратить 41 млрд рублей».
Как сообщил на «круглом столе» заместитель председателя ЗС Николай Ефремов, отсчет в истории существования транспортного налога можно начинать с 2002 года. «Депутаты Законодательного собрания вводили отдельные льготы многим категориям как физических, так и юридических налогоплательщиков. Были решены и вопросы полного освобождения некоторых категорий лиц от уплаты налога, - рассказывает Николай Александрович. - До 2006 года к этому закону депутаты возвращались довольно часто, но особо значимым проектом стали вынесенные в том году депутатом Сергеем Дорониным предложения об увеличении ставки налога от полутора до трех раз, которые были поддержаны и приняты».
По его же словам, дальнейшие поправки шли по пути усовершенствования процедур взыскания налога, а также расширения категорий льготников. Следующим значимым проектом стал законопроект, внесенный губернатором Кировской области Никитой Белых в 2009 году. Помимо того что продолжалась практика смягчения налогового бремени для некоторых категорий плательщиков, сами ставки налога увеличились. В результате бюджет должен был получить дополнительные 300 млн рублей, необходимые муниципалитетам на содержание дорог общего пользования, которые были им переданы в собственность.
После кропотливой работы над законопроектом депутатам удалось снизить налоговое бремя, которое предстояло оплатить автовладельцам.
Уточним, что именно фракция «Единая Россия» в период между первым и вторым чтением предложила не только уменьшить объемы налогообложения на 100 млн рублей, но и дифференцировать транспортный налог в зависимости от мощности двигателя.
В конце мая в закон о транспортном налоге губернатор вновь предложил внести некоторые изменения. Звучали предложения о том, чтобы хозяева автомобилей, эксплуатация которых превысила 10 лет, могли платить меньше тех, кто эксплуатирует более новую машину.
Кроме общей для всех налоговой ставки, в закон были предложены и дополнительные поправки, касающиеся людей, имеющих льготы. Например, для ветеранов и инвалидов боевых действий, а также военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях на территории РФ и СССР. Рабочая группа, рассмотрев все предложения, подготовила вариант, который выносится на октябрьское заседание Законодательного собрания.
Существенной поправкой, внесенной в законопроект, остается дифференцированная ставка налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. Так, для автомобилей с мощностью до 45 л.с. включительно ставка транспортного налога составит 15 руб. с каждой лошадиной силы. Владельцы автомобилей мощностью от 45 до 85 л.с. включительно уплатят по 18 руб., свыше 85 - до 110 л.с. - по 20 руб. Напомним, что в первом варианте законопроекта предлагалась единая ставка транспортного налога для категории автовладельцев машин мощностью до 100 л.с. в 25 руб. за одну лошадиную силу.
Безусловно, любое, даже самое минимальное повышение, вряд ли вызывает восторг. Законодательное собрание Кировской области приняло повышение ставок транспортного налога, инициированное губернатором. Если говорить глобальнее, то сама жизнь инициировала эту непопулярную меру, жизнь даже не российская, а вятская. В бюджете области не хватает почти 2,6 млрд рублей на реализацию жизненно важных бюджетных обязательств власти.
Но на сегодня ставки налога в Кировской области отнюдь не являются самыми высокими в Приволжском федеральном округе, а категорий плательщиков, пользующихся льготами, в регионе очень много.
Средство пополнения бюджета
Глава Департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области Альберт Запольских заверил участников круглого стола, что все деньги, вырученные с транспортного налога, идут в бюджеты муниципальных образований на ремонт и содержание дорог.
«Мы все можем видеть, что решения о повышении ставок налога были сделаны правильно. Дороги в городе и области сейчас приводятся в надлежащий вид, это видно невооруженным взглядом, - констатировал Альберт Владимирович. - Конечно, мы не говорим о том, что этот налог - единственное средство для содержания дорог. Деньги от налога не являются даже и половиной тех средств, которые идут на ремонт дорожного полотна. Сейчас, для того чтобы сохранить, содержать, ремонтировать и строить дороги, требуются куда как более значительные средства».
Дороги стали лучше
Согласно проекту «Новые дороги городов России» денежные средства в размере 452 млн рублей из федерального бюджета поступили в областной центр сравнительно недавно. Однако решено было начинать ремонт не дожидаясь их поступления, поэтому на сегодняшний день все работы по проекту уже на стадии завершения. При этом одним из главных источников финансирования наших дорог депутаты ОЗС видят средства федерального бюджета, у областного просто нет таких возможностей. Одним из путей экономии «своих» денег на «свои» дороги представляется передача в федеральное ведение крупных трасс, проходящих по нашей территории.
Собравшиеся отметили, что несмотря на нехватку денежных средств в областном бюджете, за последнее время состояние дорог все же улучшилось. По словам заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Кировской области Владимира Гавриловича Бакина, работы по ремонту дорог в г. Кирове будут продолжаться, пока позволяет погода. «Конечно, укладки асфальта в ноябре уже не будет, все асфальтные работы мы завершаем 30 октября. А затем можно заниматься тротуарами, бордюрами и т.д.», - сообщил Владимир Гаврилович.
На вопрос представителя Союза автомобилистов Кировской области: «Считаете ли вы, что дороги стали лучше, автомобилисты удовлетворены?» председатель союза Сергей Ердяков ответил: «В целом удовлетворены, по сравнению с прошлыми годами они изменились многократно в лучшую сторону. Судя по предыдущему состоянию дорог можно сказать, что был сделан просто огромный шаг».
Дмитрий Истомин
«Репортёръ» , № 42 от 21.10.2010
|
|
Календарь материалов
Размещено: 26.10.2010 10:14:57
Последнее изменение: 26.10.2010 10:15:51