Транспортный налог помог с деньгами

21 октября 2010

18 октября в Областном Законодательном собрании состоялся «круглый стол» на тему «Дороги и налоги». Участники мероприятия обсуждали вероятные поправки в закон области о транспортном налоге (перспективы изменения его ставок).

Дороги давно стали своеобразным брендом Кировской об­ласти, частью имиджа региона. Увы, со знаком минус. Причин масса, главная - хроническое не­дофинансирование этой отрасли. Но все-таки в последние годы си­туация меняется, как говорится, медленно, но верно.

Ярче всего перемены в решении извечных проблем проявляются в Кирове. В 2010 году город полу­чил более 450 млн рублей на капремонты улиц в рамках проекта «Новые дороги городов России». Дорожные работы шли как в цен­тре, так и в отдаленных районах го­рода. Использовались самые совре­менные материалы и технологии.

Меняется в целом и картина по области. Вот, например, оценка со­стояния кировских дорог депута­та Заксобрания Сергея Доронина, которую он дал при обсуждении повышения транспортного нало­га: «В этом году, по роду своей де­ятельности, я объехал 26 районов области. Состояние дорог оцени­ваю на твердую «четверку». Глупо было бы в следующем году не най­ти денег на их содержание».

Есть районы, где дороги заслу­живают твердой «двойки». Очень быстро подтянуть успеваемость невозможно - признает губернатор области Никита Белых. Вот что он пишет в своем блоге: «Для того чтобы в течение одного сезо­на все дороги области привести в нормативное состояние, требует­ся 60 миллиардов рублей. Чтобы поддержать сеть в том состоянии, в котором она есть, требуется 5-6 миллиардов... Мы же можем себе позволить меньше 2 миллиардов. В таких условиях власти работа­ют над повышением эффективности расходов. В частности, пе­редавая часть дорог с областного уровня на муниципальный. Мест­ные власти впервые получают не­обходимые средства для реализа­ции этих полномочий. Куда тра­тить, решают сами. Сегодня нам выделено из областного бюдже­та за счет повышения транспорт­ного налога около 7 миллионов рублей. Мы их можем использо­вать дополнительно и по своему усмотрению, т.е. нам не надо ни­куда ходить. Надо трассу подре­монтировать - мы уже имеем на это деньги.

В области принята целевая про­грамма, в соответствии с которой за пять лет на ремонт и строитель­ство дорог планируется потратить 41 млрд рублей».

Как сообщил на «круглом сто­ле» заместитель председателя ЗС Николай Ефремов, отсчет в исто­рии существования транспортного налога можно начинать с 2002 года. «Депутаты Законодательного собрания вводили отдельные льго­ты многим категориям как физи­ческих, так и юридических налогоплательщиков. Были решены и во­просы полного освобождения не­которых категорий лиц от уплаты налога, - рассказывает Николай Александрович. - До 2006 года к этому закону депутаты возвраща­лись довольно часто, но особо зна­чимым проектом стали вынесен­ные в том году депутатом Сергеем Дорониным предложения об увеличении ставки налога от полуто­ра до трех раз, которые были под­держаны и приняты».

По его же словам, дальнейшие поправки шли по пути усовер­шенствования процедур взыска­ния налога, а также расширения категорий льготников. Следую­щим значимым проектом стал за­конопроект, внесенный губерна­тором Кировской области Ники­той Белых в 2009 году. Помимо того что продолжалась практи­ка смягчения налогового бремени для некоторых категорий плательщиков, сами ставки налога увели­чились. В результате бюджет дол­жен был получить дополнитель­ные 300 млн рублей, необходимые муниципалитетам на содер­жание дорог общего пользования, которые были им переданы в соб­ственность.

После кропотливой работы над законопроектом депутатам уда­лось снизить налоговое бремя, ко­торое предстояло оплатить автовладельцам.

Уточним, что именно фракция «Единая Россия» в период между первым и вторым чтением предло­жила не только уменьшить объемы налогообложения на 100 млн рублей, но и дифференцировать транспортный налог в зависимо­сти от мощности двигателя.

В конце мая в закон о транс­портном налоге губернатор вновь предложил внести некоторые из­менения. Звучали предложения о том, чтобы хозяева автомобилей, эксплуатация которых превыси­ла 10 лет, могли платить меньше тех, кто эксплуатирует более новую машину.

Кроме общей для всех налоговой ставки, в закон были предложены и дополнительные поправки, ка­сающиеся людей, имеющих льго­ты. Например, для ветеранов и ин­валидов боевых действий, а так­же военнослужащих, принимав­ших участие в боевых действиях на территории РФ и СССР. Рабо­чая группа, рассмотрев все пред­ложения, подготовила вариант, который выносится на октябрь­ское заседание Законодательно­го собрания.

Существенной поправкой, вне­сенной в законопроект, остается дифференцированная ставка на­лога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. Так, для автомобилей с мощно­стью до 45 л.с. включительно став­ка транспортного налога составит 15 руб. с каждой лошадиной силы. Владельцы автомобилей мощно­стью от 45 до 85 л.с. включитель­но уплатят по 18 руб., свыше 85 - до 110 л.с. - по 20 руб. Напомним, что в первом варианте законопро­екта предлагалась единая ставка транспортного налога для катего­рии автовладельцев машин мощ­ностью до 100 л.с. в 25 руб. за одну лошадиную силу.

Безусловно, любое, даже самое минимальное повышение, вряд ли вызывает восторг. Законодатель­ное собрание Кировской области приняло повышение ставок транс­портного налога, инициирован­ное губернатором. Если говорить глобальнее, то сама жизнь иници­ировала эту непопулярную меру, жизнь даже не российская, а вят­ская. В бюджете области не хвата­ет почти 2,6 млрд рублей на реали­зацию жизненно важных бюджет­ных обязательств власти.

Но на сегодня ставки налога в Кировской области отнюдь не яв­ляются самыми высокими в При­волжском федеральном округе, а категорий плательщиков, пользу­ющихся льготами, в регионе очень много.

Средство пополнения бюджета

Глава Департамента дорожно­го хозяйства, транспорта и свя­зи Кировской области Альберт Запольских заверил участни­ков круглого стола, что все день­ги, вырученные с транспортного налога, идут в бюджеты муници­пальных образований на ремонт и содержание дорог.

«Мы все можем видеть, что ре­шения о повышении ставок на­лога были сделаны правильно. Дороги в городе и области сей­час приводятся в надлежащий вид, это видно невооруженным взглядом, - констатировал Аль­берт Владимирович. - Конечно, мы не говорим о том, что этот на­лог - единственное средство для содержания дорог. Деньги от на­лога не являются даже и полови­ной тех средств, которые идут на ремонт дорожного полотна. Сей­час, для того чтобы сохранить, со­держать, ремонтировать и строить дороги, требуются куда как более значительные средства».

Дороги стали лучше

Согласно проекту «Новые до­роги городов России» денеж­ные средства в размере 452 млн рублей из федерального бюдже­та поступили в областной центр сравнительно недавно. Однако решено было начинать ремонт не дожидаясь их поступления, поэ­тому на сегодняшний день все работы по проекту уже на ста­дии завершения. При этом од­ним из главных источников фи­нансирования наших дорог депу­таты ОЗС видят средства феде­рального бюджета, у областного просто нет таких возможностей. Одним из путей экономии «сво­их» денег на «свои» дороги пред­ставляется передача в федераль­ное ведение крупных трасс, про­ходящих по нашей территории.

Собравшиеся отметили, что не­смотря на нехватку денежных средств в областном бюджете, за последнее время состояние дорог все же улучшилось. По словам заместителя председателя Комите­та по бюджету и налогам Законо­дательного собрания Кировской области Владимира Гавриловича Бакина, работы по ремонту дорог в г. Кирове будут продолжаться, пока позволяет погода. «Конеч­но, укладки асфальта в ноябре уже не будет, все асфальтные ра­боты мы завершаем 30 октября. А затем можно заниматься тротуа­рами, бордюрами и т.д.», - сооб­щил Владимир Гаврилович.

На вопрос представителя Союза автомобилистов Кировской обла­сти: «Считаете ли вы, что дороги стали лучше, автомобилисты удо­влетворены?» председатель сою­за Сергей Ердяков ответил: «В целом удовлетворены, по срав­нению с прошлыми годами они изменились многократно в луч­шую сторону. Судя по преды­дущему состоянию дорог можно сказать, что был сделан просто огромный шаг». 

Дмитрий Истомин

«Репортёръ», № 42 от 21.10.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 26.10.2010 10:14:57

Последнее изменение: 26.10.2010 10:15:51