Что год грядущий нам готовит?
4 ноября 2010
Жители сельских территорий очень скоро могут остаться без питьевой воды. Молочная переработка - без сырья. А агропромышленный комплекс - без развития.
Засуху 2010 года нам обеспечили погодные условия. А в 2011 году селянам грозит другая засуха, не спровоцированная форс-мажорными обстоятельствами. Ее причина - изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях в декабре 2009 года, которые ужесточили в несколько сотен раз штрафные санкции за безлицензионное пользование недрами или за пользование ими в нарушение лицензий.
Решение, казалось бы, направлено на защиту природных ресурсов и людей, которые их потребляют. Но! Одинаково - по миллиону рублей штрафов - должны теперь заплатить те, кто без лицензий добывает золото, и те, кто - воду. Это значит, что полторы тысячи предприятий в Кировской области, обеспечивающие питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, вынуждены будут закрыться, а 500 тысяч жителей региона (одна треть населения) останутся без воды.
Что представляют собой предприятия, не имеющие лицензий? Главным образом - это жилищно-эксплуатационные конторы на селе или непосредственно сельхозпредприятия, которые ведут весь комплекс работ по жизнеобеспечению населения, себе в нагрузку снабжая людей водой. Для этого они содержат одну или несколько скважин, из которых качают не более пятисот кубометров в сутки. Данная хозяйственная деятельность не приносит им прибыли - по определению.
По их душу и раньше случались проверяющие, накладывали на них 2 тыс. рублей штрафа, и они продолжали работать дальше - социальной ответственности за вверенное население никто не снимал. Сейчас, получив штрафными миллион рублей, что они будут делать? Естественно, закрываться или сворачивать направление. Потому что получить соответствующую лицензию для них в настоящее время практически невозможно.
Сама по себе лицензия стоит недорого. Но есть ряд условий, соблюдение которых выливается в огромные деньги, совершенно неподъемные для СПХК и сельских ЖЭКов. Одно из них - оценка запасов подземной воды, она стоит порядка 400 тыс. рублей. Далее - оборудование скважин в соответствии с требованиями санитарных норм и правил и содержание их в технически исправном состоянии; ведение мониторинга, разработка, согласование и утверждение проектов зон санитарной охраны и плана мероприятий по обеспечению режима их содержания и т.д., и т.п. Всего - 9 пунктов, последний из них - оформление документов на право пользования земельным участком. Каждый пункт, напомним, выполняется за очень хорошие деньги. Стали бы вы на месте Васюкинского ЖЭКа заморачиваться всеми этими хлопотами ради сохранения социального самосознания?
По словам руководителей крестьянских хозяйств (а в подавляющем большинстве, повторюсь, именно колхозы и агрофирмы берут на себя функции ЖЭКов), с 2010 года контролирующие органы заметно активизировались. В особенности это ощутили те хозяйства, которые работают более или менее успешно, то есть держатся на плаву. Некоторые уже оспаривают наложенные санкции в судах. Пока есть небольшая лазейка: штрафы на должностных лиц и руководителей все же поменьше, чем на юрлиц.
Но задача-то не в том, чтобы обходить закон. Задача - сделать так, чтобы закон был разумным и отвечающим реалиям и потребностям людей.
Этим и озаботились депутаты Законодательного собрания Кировской области еще в июле, поручив правительству подготовить свои предложения по выходу из тупиковой ситуации. Что правительство и сделало, представив на рассмотрение пленарного заседания проект Федерального закона, направленный на выделение вышеописанных пользователей в отдельную категорию и на уменьшение для них административных штрафов.
Предварительно проект Федерального закона был одобрен на профильных комитетах - экологическом и аграрном - с ремаркой «доработать». Пленарное заседание тоже его поддержало.
А ремарка появилась в результате понимания: с законодательной точки зрения, вопрос сложный и неоднозначный. Ведь, по сути, уменьшать штрафы - это содействовать нарушителям и закрывать на них глаза. Главная задача - упростить прохождение процедур, необходимых для получения лицензий, и удешевить их. Для этого нужно подготовить пакет предложений о внесении изменений в подзаконные нормативные акты федерального уровня, регламентирующие эти процедуры и условия.
Разработка областной целевой программы - третий этап, необходимый для того, чтобы окончательно распутать узел проблем и помочь организациям, снабжающим водой население, закрепиться в своем праве пользоваться недрами. Такой план мероприятий получил полную поддержку депутатов.
Борьба за сырье
Выездное заседание аграрного комитета прошло на Кировмолкомбинате, которым руководит депутат Законодательного собрания Василий Сураев. И несмотря на то, что КМК - успешно и динамично развивающееся предприятие, которое можно назвать флагманом молочной промышленности, речь, конечно же, зашла об общей ситуации в отрасли. А она, как выяснилось, далека от идеала.
Из доклада главы департамента сельского хозяйства и продовольствия Алексея Котлячкова следовало, что закупочные цены на молоко в Кировской области сопоставимы с ценами в соседних регионах - Коми, Удмуртии, Марий Эл, Нижнем Новгороде и т.д. Между тем директора и депутата Василия Сураева беспокоит то, что сельхозпредприятия предпочитают продавать молоко «на сторону», нежели сдавать его своим перерабатывающим предприятиям.
В Кировской области уже начинает ощущаться нехватка сырья. При совокупной мощности перерабатывающих предприятий 1700 тонн в сутки ежедневные поставки молока не превышают 970 тонн, соответственно, недостаток сырья измеряется цифрой 730 тонн.
В то же время совсем немногие предприятия молочной промышленности сумели реконструировать свои производства. Вопрос, естественно, упирается в деньги - кредиты дороги, и у предприятий нет достаточного залогового обеспечения. При таком положении дел очень скоро может случиться обвал переработки, а вслед за ним - и всей молочной промышленности. Нет перерабатывающих предприятий - нет смысла и в сырье.
Создание областной целевой программы по развитию молочной промышленности - таков, по мнению Василия Куприяновича, самый быстрый и эффективный выход из создавшейся ситуации. Депутат считает, что при должной государственной поддержке вложения окупятся в течение пяти лет, и тогда можно будет говорить об устойчивости отрасли в целом.
Борьба за приоритеты
Если об областной целевой программе по развитию молочной промышленности мы говорим пока что гипотетически, то программа по развитию агропромышленного комплекса существует с 2008 года. Программа, можно сказать, революционная - под нее запланированы очень солидные средства. Когда Законодательное собрание ее утверждало, у депутатов были сомнения - а действительно ли такие деньги найдутся? Правительство заверило, что «да».
Сложности возникли уже на первом этапе исполнения программы - разразился экономический кризис, и пришлось срочно секвестировать все без исключения программы. В 2009 и 2010 годах это было понятно, и депутаты-аграрии смирились с таким положением вещей, тем более что из федерального центра на сельское хозяйство направлялись определенные средства.
Но самые трудные времена, к счастью, остались позади. И проект областного бюджета на 2011 год сверстан уже по оптимистическому сценарию, и доходы и расходы в нем запланированы на докризисном уровне. Представляя Законодательному собранию областной бюджет, правительство в качестве основополагающего принципа расходования средств назвало исполнение областных целевых программ. Некоторые из них будут профинансированы на 100% к плану, на некоторые решено направить меньше. Особенно «не повезло» культуре и сельскому хозяйству.
Почему вместо запланированных почти полутора миллиардов на развитие АПК правительство выделяет всего 401 миллион рублей - этот вопрос стал предметом жесткого разговора еще на депутатских слушаниях по бюджету. «Давайте не будем друг перед другом лукавить! - призвал старейший депутат О3С Николай Киселев. - Если правительство не считает агропромышленную отрасль приоритетной, пусть так и скажет! А уж если назвали сельское хозяйство приоритетом, так это и в деньгах должно находить отражение!»
После переговоров и согласований в правительстве согласились добавить к 401 миллиону еще 67,7 миллиона на минудобрения, причем провести их расходами текущего года, чтобы сделать закупки уже зимой. Еще 50 миллионов было обещано выделить в ходе исполнения бюджета в первом квартале 2011 года. Логика правительства а данном вопросе такова: как только в ходе исполнения бюджета будут появляться дополнительные деньги, мы их тут же будем направлять на сельское хозяйство.
Аграрный комитет Законодательного собрания категорически не согласился с такой постановкой вопроса. Во-первых, какой смысл рассчитывать на дополнительные средства, если бюджет и без того достаточно напряженный по исполнению - именно в силу своей «оптимистичности». А во-вторых, как сказал председатель аграрного комитета депутат Николай Бусыгин, «в развитие села нужно вкладывать не сотни миллионов, о которых мы спорим сегодня, а миллиарды».
...Кроме аграрного комитета проект областного бюджета не поддержал социальный комитет.
Проект сдан. Проект принят
28 октября на пленарном заседании Законодательного собрания проект бюджета все же был принят в первом чтении - после двухчасовых дебатов. Все прочие аргументы перевесил довод: «Хлюпанье дверями не есть решение проблемы». В своем постановлении о принятии законопроекта депутаты записали условие: при поступлении дополнительных доходов в ходе исполнения бюджета не менее 50% от них направлять на сельское хозяйство, при этом общий размер дополнительной поддержки в 2011 году не может исчисляться суммой ниже 500 млн рублей.
Губернатор согласился еще раз встретиться с депутатами-аграриями за столом переговоров и обсудить все возможные варианты поддержки села. Теперь между первым и вторым чтениями работа над проектом бюджета перешла в руки депутатов.
Евгений Мальцев
«Репортёръ» , № 44 от 04.11.2010
|
|
Календарь материалов
Размещено: 09.11.2010 15:04:27
Последнее изменение: 09.11.2010 15:06:38