Сильное местное самоуправление - залог успешного обновления России

17 декабря 2010

Предновогодье - пора подведения итогов. О том, как прошёл очередной год для муници­пального сообщества Кировской области, мы беседуем с председателем регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), генеральным ди­ректором ОАО «ЛЕПСЕ» Геннадием Алек­сандровичем МАМАЕВЫМ.

- Геннадий Александрович, в чём вам видится потенциал местного самоуправления?

- Конечно, прежде всего - это люди. В стране 23 652 муни­ципальных образования (МО), в которых работает 250000 депутатов, облечённых доверием на­рода, чувствующих свою ответ­ственность перед людьми.

У нас в Кировской области 434 муниципальных образова­ния (МО): 6 городских округов, 39 муниципальных районов, 53 городских и 336 сельских посе­лений; 878 депутатов всех уров­ней живут и действуют, как го­ворится, на местах. Ближе к жизни уже не бывает.

Сегодня, когда создана об­щественная система представи­тельства интересов местного са­моуправления - ВСМС, в стране появилась единая площадка для прямого диалога представите­лей муниципалитетов. И это принципиально важно. Местное самоуправление - очень моло­дой институт власти. И задачи по дальнейшему укреплению его правовых и экономических ос­нов - дело для всех новое. Наша законодательная база требует дальнейшей наработки и совер­шенствования.

- А как вообще может ВСМС влиять на изменения этой са­мой законодательной базы? Это же дело представительной власти...

- На наших съездах, семина­рах и других деловых мероприя­тиях мы собираем воедино не только боль и проблемы, но и лучшие практики муниципаль­ного управления. Обобщаем их и направляем в руководство ВСМС, где они анализируются, и затем то, что имеет системный характер, направляется в Коми­тет по местному самоуправле­нию Госдумы, где превращается в поправки к федеральным зако­нам.

Есть, кстати, самый свежий пример: принципиальное пред­ложение ВСМС прозвучало в недавнем Послании Д.А. Мед­ведева - о необходимости пере­смотреть распределение нало­гов между федеральным цент­ром, субъектами РФ и муници­палитетами (сегодня федераль­ный центр изымает большую часть доходов субъектов РФ). Это добрый знак муниципаль­ному сообществу, поскольку слабость муниципальной эко­номической базы признана все­ми.

- В России, кажется, уже стало частью национального менталитета представление о том, что всё решается в Мос­кве...

- Это не совсем так. Вот не­давно в Пензе на межрегиональ­ном форуме ВСМС по Приволж­скому федеральному округу на тему «Практики модернизации муниципального управления - опыт и перспективы» хозяева форума впечатлили собравших­ся такой цифрой: регулирование системы местного самоуправле­ния там происходит на базе 200 принятых законов.

Конечно, на деятельность органов местного самоуправле­ния оказывают серьёзное влия­ние и федеральные законода­тельные акты, в частности, се­годня одной из болевых точек является применение 94-го за­кона, который обеспечивает вы­полнение муниципальных и госзаказов.

И опять же свежий пример - в ежегодном Послании Прези­дента РФ Федеральному собра­нию 30 ноября 2010 года нашло отражение предложение ВСМС

О необходимости реформирова­ния Ф3№ 94 о государственных закупках, который, с одной сто­роны, препятствует нормальной работе учреждений, а с другой - плодит коррупцию. (Президент отметил, что ситуация уже пере­шла все грани, а суммы «откатов», взяток составляют в год 1 трлн. рублей).

- ВСМС существует не в безвоздушном пространстве. С кем вы взаимодействуете?

- У нас серьёзные партнёры. Хорошее взаимодействие нала­жено с региональным отделени­ем партии «Единая Россия», чьей поддержкой мы пользуем­ся при решении различных про­блем МСУ.

В интересах муниципально­го сообщества мы активно со­трудничаем с органами исполнительной и законодательной (представительной) власти об­ласти, с различными обществен­ными и общественно-полити­ческими организациями.

Через своих представителей кировское отделение работает в таких структурах ВСМС, как «Клуб мэров России» и «Клуб муниципальных депутатов ».

- Как активисты вашей организации набираются опы­та муниципальной работы?

- Как я уже сказал, местное самоуправление - явление для новой России молодое. Надо учить людей. Что мы и делаем через работу «Школы молодого лидера местного самоуправле­ния», проведение различных се­минаров, например:

  • по подготовке комплекс­ного инновационного плана мо­дернизации моногородов (ян­варь, г. Екатеринбург); 
  • по реализации государ­ственно-частных программ городского развития(апрель, г. Москва); 
  • по стратегии устойчивого социально-экономического раз­вития городов - областных цент­ров (сентябрь, г. Самара).

Одним словом, сегодня ВСМС при поддержке партии «Единая Россия» реализует це­лую программу подготовки квалифицированных управленчес­ких кадров. Думаю, что польза этой работы для муниципально­го сообщества, прежде всего для граждан страны, будет ощутима.

- О каких актуальных нара­ботках по линии ВСМС вы могли бы сегодня рассказать?

- На ноябрьском форуме ВСМС в Пензе особый интерес собравшихся вызвала презента­ция нового проекта нашей организации «Развитие территорий - благополучие граждан ». Цель проекта - создание ме­ханизма привлечения инвести­ций в развитие муниципалите­тов, формирование долгосроч­ного партнёрства с инвесторами. ВСМС формирует админис­трацию проекта, экспертный со­вет, осуществляет подготовку необходимых документов и экс­пертных материалов. Критерий отбора проектов - это желание муниципалитета взять лучшее, что есть у соседа, поделиться тем лучшим, что есть у вас. Мы предлагаем включать в проект самые сложные города. Думаем, что это по силам партии «Единая Россия», муниципаль­ным властям и людям, когда они этого хотят. Функция ВСМС будет зак­лючаться в организации взаимо­действия заинтересованных российских государственных и муниципальных структур, эко­номических субъектов, иннова­ционных технологических цент­ров. Проект направлен на модер­низацию муниципального хо­зяйства, без которой невозмож­на модернизация страны.

- А кировскому муници­пальному сообществу прихо­дилось делиться опытом решения каких-то актуальных про­блем?

- Приведу один из после­дних примеров. На форуме ВСМС в Пензе глава города Ки­рова Владимир Васильевич Бы­ков поделился опытом совер­шенствования системы госза­каза.

Дело в том, что с 1 января 2011 года серьёзно изменится ситуация в системе государ­ственного и муниципального за­каза. Согласно Федеральному закону № 83 к двум существую­щим типам учреждений (бюд­жетным и автономным) приба­вятся ещё и казённые. И здесь возникает вопрос: каким образом отслеживать эффективность расходования бюджетных средств? Сделать это можно через муниципальный информацион­ный портал о закупках.

Кроме того, повешению Ки­ровской городской думы созда­но муниципальное автономное учреждение «Центр проведения торгов». В его функции входит подготовка для потенциальных заказчиков всей необходимой документации, в первую очередь технического задания, так как у большинства бюджетных уч­реждений пока нет необходи­мых технических возможностей и специалистов. «Центр проведения торгов» будет вести также консультиро­вание и обучение участников торгов.

- Геннадий Александрович, 2010 год запомнится надолго своими морозами, засухой и прежде всего пожарами... Что нужно, на взгляд ВСМС, сде­лать, чтобы минимизировать негативные последствия для населения в будущем?

- Согласен, 2010 год оказал­ся для нас сложным во всех от­ношениях. Хотя, к счастью, лет­ние пожары для Кировской об­ласти были не столь губительны, как в других регионах.

И тем не менее Всероссий­ский совет считает, что нужно:

  • восстановить службу охра­ны лесов, для чего на законода­тельном уровне внести коррек­тивы в Лесной кодекс;
  • отрегулировать систему работы пожарных команд в го­родских и сельских поселениях -дать им спецтехнику, предусмотреть субсидии и субвенции из областного и федерального бюджетов на ликвидацию по­следствий чрезвычайных ситуаций;
  • решить наконец вопрос на­полнения бюджетов, в первую очередь городских и сельских поселений, - например, можно оставлять на территории налоги, которые там собираются (НДФЛ - до 100%, транспортный налог - до 100%), или при­нять нормативы расходных обя­зательств по всем полномочиям муниципальных образований;
  • прекратить оптимизацию здравоохранения за счёт городс­ких и сельских поселений - надо не закрывать фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), а ук­реплять их материальную базу; убрать с ФАПов нормативы по приёму граждан;
  • любой ценой сохранить на селе школы, например сделать это можно в том числе за счёт отмены норматива на комплектование сельских школ.

Хватит оптимизировать со­циальную сферу в ущерб селу. Для страны процесс этот гибель­ный.

- Заканчивается год. Каки­ми будут ваши пожелания кировчанам в преддверии насту­пающего 2011 года?

- Можно, конечно, наде­яться, что следующий год бу­дет не таким свирепым, как год Тигра. Но главное - не опускать рук. Пусть каждый на своём месте продвинется хотя бы на шаг дальше, завершит незавер­шённое. А для этого пусть все будут здоровы. Удачи в новом году! 

Владимир Николаев

«Вятский край», № 232 от 17.12.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 22.12.2010 09:17:16

Последнее изменение: 22.12.2010 09:19:07