Законам не соответствует

19 января 2011

Внеочередное пленарное заседание областного Заксобрания, созванное 18 января, было посвящено одному вопросу. Он вызвал бурное обсуждение, поскольку опосредованно касался самых острых для народа проблем — тарифов на услуги ЖКХ.

Причиной внеочередного созыва стало предложение о проведении в области референдума, выдвинутое инициативной группой местных активистов от КПРФ. Его вопрос сформулирован так: «Согласны ли Вы с введением на территории Кировской области сроком до 2014 года запрета на принятие органами государственной власти Кировской области решений о повышении размера тарифов организаций коммунального комплекса?».

Парламентарии должны были выяснить главное: правомерна ли в принципе такая формулировка (а именно: соответствует ли она требованиям ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ст. 6 Закона Кировской области «О референдуме…»).

Саму тему роста тарифов обсуждать в данном случае просто не имело смысла — о противостоянии подобным процессам, поиску экономически обоснованного и грамотного выхода из них говорилось и говорится на каждом заседании, различные эффективные (и правомерные) шаги предлагаются и внедряются в жизнь. По словам депутата ОЗС Савелия Ермошина, каждый житель области проголосует двумя руками за то, чтобы тарифы и нормативы не росли. Короче, по большому счёту, затеянное мероприятие не имело бы особого смысла (разве что политического, поскольку шум был поднят накануне предвыборной кампании. — Ред.).

Тем не менее, инициатива была выдвинута, и её правовые рамки следовало обсудить. И, прежде чем вынести вопрос на «пленарку», его рассмотрели депутаты двух «профильных» комитетов: по законодательству и ЖКХ.

Если оставить в стороне правовые коллизии, выявленные при доскональном изучении формулировки предложения (каким образом, к примеру, субъект вообще может вторгаться в компетенцию Федерации или муниципалитетов), то у любого человека первым делом возникает вопрос: а что же будет с нами и тарифами после 2014 года? Ведь, по логике инициаторов, мораторий к тому времени «разморозится». А значит… отпущенные на волю тарифы скакнут так, что мало не покажется? Об этом — как житель области, а не как представитель органов власти — спросил у докладчика зампред облправительства Эдуард Носков. Однако конкретного ответа не последовало. Разве что замечание о том, что не все кировчане до означенного времени доживут. А если да, тогда и видно будет: пусть об этом голова болит потом.

Остался без внятного ответа и вопрос, на какие средства планируется текущая деятельность коммунальных организаций, которая и так отнюдь не всегда на высоте? Откуда возьмутся деньги на работу ЖКХ, на модернизацию инфраструктуры? За счёт средств областного бюджета? В таком случае произойдёт его обвальный перекос, который поставит крест на всех социальных обязательствах региона. Кстати, конкретную сумму, в которую вылились бы последствия моратория, представители инициативной группы тоже не озвучили, хотя её пытался выяснить, чтобы иметь представление о масштабах мероприятия, депутат ОЗС Евгений Хоменок.

Никто и не думал спорить с тем, что менять систему ЖКХ нужно и можно, и тарифы следует держать в разумных пределах. Однако, если при этом плевать на закон, то толку будет ноль — так устроено любое цивилизованное государство, а Россию из этих рядов никто пока не исключал. На этом заострил внимание депутат ОЗС Евгений Сметанин, который особо отметил тот факт, что инициаторы референдума своей формулировкой нарушают не просто статьи федерального и областного законодательства о проведении подобных мероприятий, но и — возможно, не задумываясь! — подвергают опасности жизнь и здоровье население. Поскольку, будь мораторий наложен, в регионе придётся объявлять чрезвычайное положение. Запрет нарушит нормальную работу по обеспечению людей водой, по её отведению, по утилизации отходов. А иного способа поддерживать эти функции, кроме ныне существующих, инициаторы не предложили… Как не смогли и чётко пояснить: почему вводить запрет надо именно сейчас? И как бы это на деле помогло нам реформировать многострадальное ЖКХ? Кстати, повлиять на это процесс каждый субъект федерации может, но… продуманным и законным путём.

Р. S. Решение заседания: в предлагаемой формулировке вопрос на референдум вынесен быть не может.

Компетентно

Елена МАМАЕВА, начальник правового управления аппарата ОЗС:

— Референдум в регионе можно проводить в том случае, если изложенное в нём предложение не урегулировано нормами федерального законодательства. А по вопросу регулирования тарифообразования в коммунальном комплексе принят и действует федеральный закон № 210 ФЗ, а также ряд постановлений правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ. Кроме того, вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключить его множественное толкование, а также неопределённость правовых последствий решения референдума. В формулировке, изложенной инициативной группой, однозначного ответа нет.

Елена Фадеева

«Аргументы и факты - Вятка», № 3 от 19.01.2011

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 19.01.2011 12:28:00