Ложь и провокация

16 мая 2011

Транспортная реформа в Кирове проводилась «под Харюшина»; Владимир Быков готовит «теплое место для посадки» в «Алекс-Авто» после того, как покинет пост мэра; Александр Харюшин - человек «Глобуса»; Харюшин всем вокруг должен денег. Это достаточно урезанный перечень «характеристик», данных в народе (с подачи конкурентов или без нее) владельцу одного из крупнейших предприятий Кирова в сфере пассажирских перевозок «Алекс-Авто» Александру Харюшину. До сих пор его позиция заглушалась возгласами недовольных. Газета «Бизнес Новости» решила дать слово человеку, вокруг которого скандалы множатся со скоростью света.

Дошли до ручки

С утра у Александра Геннадьевича шквал посетителей. Не мудрено: «Алекс-Авто» - одно из крупнейших в Кирове предприятий-перевозчиков. Только кировский парк, расположенный на двух с половиной гектарах гектарах земли, насчитывает 150 автобусов, а есть еще автоколонны в Нолинске и Нагорске (по 15 автобусов), тягачи, бензовоз - всего около 230 единиц техники. Присовокупив к этому добру собственную АЗС, автомойку, ремонтную базу, понимаем, что забот, равно как и проблем, «автобусному магнату» хватает. С недавних пор Александр Харюшин не директор «Алек-Авто». Он самоустранился от непосредственного управления, чтобы стать депутатом и попытаться довести транспортную реформу до конца.

Несколько минут ждем в приемной, стены которой сплошь завешаны благодарственными письмами, и попадаем в альма-матер автобусного царства. В кабинете Александр Геннадьевич еще пару минут сомневается - а стоит ли вообще давать интервью (сомнения обоснованы: фамилия Харюшин у многих вызывает не вполне адекватную реакцию). Потому первый вопрос назревает сам собой.

Александр Геннадьевич, вы не часто общаетесь со СМИ. Все больше слышно ваших конкурентов. И они регулярно поднимают транспортные проблемы, возмущаются, митингуют даже...

О том, что в данной сфере есть нерешенные вопросы и противоречия, сказано уже очень много. Если решением этих вопросов не заниматься, мы можем завести эту социально-значимую отрасль в тупик. Обе администрации - и городская и областная - забыли о транспортниках еще где-то в 2008 году. Цена за проезд с этого времени не поднималась, компенсация льгот не предоставлялась, и предприятия «покатились вниз». Если до 2008 года шло развитие, вместо «пазиков» появлялись автобусы большой вместимости, то сейчас ситуация разворачивается в обратном направлении. Все думают, что перевозчики жируют, а транспорт, можно сказать, дошел до ручки.

Александр Геннадьевич долго и эмоционально рассказывает, что перевозить приходится «жизни людей», а значит транспорт должен быть исправен, нужно его содержать, ремонтировать, проводить техосмотр. Все это, разумеется, требует денег. А тут еще налоговое бремя поднялось.

За 2,5 года рост стоимости автобусов составил 70%, запчастей - 60%, топлива - примерно 40%, услуги ЖКХ, тарифы за электроэнергию подорожали на 40-50%, а стоимость проезда буквально совсем недавно подняли всего на 20%. Это помогло лишь не так сильно лезть в долги. Улучшить пассажирские перевозки за счет такого повышения цены невозможно.

Сколько должен стоить проезд, чтобы он вас устраивал?

Проезд можно оставить на уровне 12-14 рублей, но тогда необходимо отменить льготы. Из 100% предоставленных населению льгот, нам компенсируют от силы 28%. 70% льготников мы везем за счет предприятия. Для примера: в Татарстане проезд стоит 18 рублей, а население может пользоваться всего 2-мя категориями льгот. У нас проезд - 12 рублей и 27 категорий льгот. Понимаете, чем мы гробим пассажирские перевозки? Можно, конечно, добиваться справедливости в суде (несколько предприятий уже выиграли суды, сейчас мы подаем иск), однако лучше бы чиновники прислушались к нам и либо подняли цену на проезд до 15-16 рублей, либо убрали льготы.

Ваши конкуренты говорили мне на днях, что уже осенью 2011 года стоимость проезда повысится до 14 рублей.

Это кто так сказал? Поймите одну истину: пассажирские перевозки должны быть организованы так, чтобы жизням и здоровью людей ничего не угрожало. У нас же получается, что большинство предприятий не в состоянии обновлять парки. В «Автотранспортном предприятии» (Ред. - далее - АТП) автобусам 9-10 лет. Да, они заменили недавно 30 автобусов, но надо-то заменить 140.

Да и эти 30 автобусов, говорят, могут подвести предприятие под очередное банкротство: сумма выплат по кредиту неподъемна.

Это супер накладно. Приобретать технику при существующей стоимости проезда - заранее убыточное решение.

Стиснув зубы

Вы утверждаете, что не жируете. А какая рентабельность у этого бизнеса? Есть сведения, что закредитованные предприятия работают буквально «на грани».

Так и есть. Только я добавлю: незакредитованных предприятий не может быть по определению. Техника должна обновляться каждые 4-5 лет, срок ее эксплуатации - максимум 7-8 лет. Работая на старой технике, мы «попадаем» на запчасти и ремонт, если же меняем автобусы на новые - вынуждены отдавать лизинг или кредит. Так что кредиты брать так или иначе приходится. Что касается рентабельности, в цене билета 40% - это стоимость топлива, 10-15% - запчасти и ремонт, 30% - зарплата, 10% - налоги, остается 5-10%. При такой рентабельности мы можем менять автопарки? Нет.

То есть чуть ли не половина из 12 рублей - топливо. Рост цен на ГСМ оправдан?

Какой смысл это обсуждать? Мы ничего не можем изменить, и в соседних регионах не можем закупить ГСМ, там такие же цены. Так что стиснув зубы, тихонечко заправляемся.

Видимо, чтобы что-то изменить, в нынешний созыв Заксобрания так рьяно двинулись автоперевозчики и автолюбители... У вас есть рецепт? Куда дальше двигаться пассажирским перевозкам?

Я считаю, что выход один: нужно вернуться к такой организации пассажирских перевозок, когда есть деление транспорта на коммерческий и муниципальный. Пусть люди, готовые платить полную сумму, едут на коммерческом автобусе, а бабушки ждут муниципальный транспорт, которому бюджет города компенсирует предоставляемые населению льготы. Такая схема существовала в Кирове 6-7 лет назад, а во всех других регионах действует по сей день.

У нас и сейчас подобная ситуация: есть транспорт, который работает по муниципальному заказу и предоставляет льготы пассажирам, и есть так называемые «пираты».

Нелегальный транспорт уже искоренили, одни «Газели» остались.

Как это произошло?

Путем мирных переговоров.

То есть они теперь тоже предоставляют льготы?

Более того, они работают «под нашим флагом». Например, заключен договор с компанией «Беркут-авто». Мы работаем с ними на тех же условиях, как если бы они работали с администрацией.

Недореформировали

То есть вы больше не воюете? А то со стороны рынок пассажирских перевозок выглядит примерно так: небольшая группа предприятий грызется между собой и никак не поладит. Какие-то митинги, взаимные обвинения, разборки.

Понимаете, в 2009 году город заключил с перевозчиками пятилетние договоры. Я поддерживал это начинание. Идея была заложена правильная, но реализацию ее не довели до конца. Если бы это зависело от меня, я бы оставил в городе 3 крупных предприятия, которые работают на автобусах большой вместимости. У АТП, Автоколонны №1217 и «Алекс-Авто» есть все необходимое для осуществления пассажирских перевозок: ремонтные мастерские, механики, врачи - все службы, которые должны быть на предприятии. Соответственно, затратная часть у нас также велика. У частника, который имеет 3-4 автобуса, нет ни механиков, ни медиков - никого. Работает он на договорах, причем эти договоры зачастую липовые, а значит не платят налогов. Ничего удивительного в том, что такие подзаборные предприятия готовы возить пассажиров чуть ли не за 10 рублей. Если их поставить в равные условия с крупными предприятиями, у которых они, по сути, забирают часть выручки, они сразу скажут: «ребята, мы так не играем». Поэтому я за укрупнение. Так сделали в Подмосковье: возродили парки и завели под них всех частников. Тем самым навели порядок. Мы к этому идем, правда с большим опозданием. Тут, конечно, играет роль бездействие власти.

Раз уж заговорили о действиях власти... Ваши конкуренты утверждают, что ни одна из задач «транспортной реформы» по сей день не достигнута...

Ну это обман...

Можно ли я продолжу? Так вот, они утверждают, что качество перевозок не улучшилось, пробки на дорогах никуда не делись, воздух в городе чище не стал, а реформа проводилась в целях передела рынка... судя по всему, в вашу пользу.

Давайте говорить откровенно. Цель по улучшению экологии тихонько достигается: мы приобрели «Мазы», АТП обновило парк на 30 автобусов, троллейбусный парк также обновился. Я считаю, достигнуто 70% поставленных задач и до конца пятилетних контрактов оставшиеся 30% тоже будут выполнены. Уже сегодня порядка стало больше. И я буду очень рад, если администрация доведет реформу до конца. Пассажиры только выиграют, они будут знать, что автобус, вышедший на рейс, не от забора завелся и не с молотка ремонтируется, а прошел через руки квалифицированного механика, водителя, осмотрел врач, и вообще на предприятии ведется полный контроль.

Если реформа такая замечательная, отчего же столько вокруг нее скандалов?

Возмущаются перевозчики, которые не выиграли конкурс. На самом деле никакого передела рынка не было. Просто мелкие перевозчики не захотели под кого-то вставать, они же сами начальники, у них и печати имеются... Хотя какая разница - работать под кем-то или самостоятельно? Прибыли те же самые. Сейчас их заставляют работать по правилам. Им это не нравится, вот и говорят, что реформа провалена, что их права ущемили, в конкурсе участвовать не дали. Хитрят и обманывают.

Подтасовки, заточенные под конкретные компании (надо думать, под «Алекс-Авто», в частности) лоты - все это выдумки? Ведь даже администрация вроде бы признала, что были нарушения.

Это чистый обман. Все были допущены к конкурсу. И критерии отбора прозрачны: у предприятия должна быть собственная база, механики, врачи, а самое главное - вместительные автобусы, а не «пазики», на которых работают нелегалы. Мы специально покупали большие автобусы, чтобы играть на конкурсе, а как они хотели со старым хламом выиграть наш лот? Все обиды из-за того, что человек не может купить автобусы, но хочет участвовать в конкурсе. Не всегда хотелка с могулкой совпадает. Теперь же они кричат на весь город, что их не допустили до конкурса. И все начинают жалеть пиратов-нелегалов (в России любят обиженных и убогих), говорить «ой, миленький, ой, бедненький, такой-то олигарх тебя съел». Никто никого не ел. Мы пытаемся улучшить нашу жизнь, наш быт.

Однако упомянутые вами пираты козыряют тем, что конкурс вы выиграли, но обслуживать маршруты надлежащим образом не смогли, за что даже получили штраф.

Да, в морозные дни действительно бывали сложности с выездами на маршрут. Сейчас мы исправились.

Правда, 10 мая 2011, говорят, у вас половина автобусов на маршруты не вышла. Техника в ремонте, водителей не хватает.

Про нас каждый день чего только не говорят. Я к этому уже отношусь спокойно. Мы сейчас тихонько убираем частников, которые работали у нас по найму, ставим свои новые автобусы. Разумеется, есть недовольные, которые не упустят возможности обвинить нас в каком-нибудь очередном переделе рынка.

Мы с Быковым не друзья

Или в коррупционных связях с администрацией города. Суждения о том, что у вас достаточно близкие отношения с главой города Владимиром Быковым они подкрепляют, например, тем, что даже после того как «Алекс-Авто» не справилось с обслуживанием 51 и 53 маршрутов, их отдали «Каскад-Авто» - вашему же предприятию.

Реакция Александра Геннадьевича несколько озадачивает: даже не дослушав вопрос, он начинает откровенно смеяться.

Я даже рад, что вы задали такой вопрос, но без улыбки отвечать на него не могу. Владимира Васильевича Быкова я знаю только как главу города. Никаких личных отношений у нас не существует. Я предоставляю по просьбе Гордумы автобусы для некоторых мероприятий. Более ничего для Гордумы и администрации я не делал. Что касается 51 и 53 маршрутов, то «Каскад-Авто» выставил на конкурс автобусы большой вместимости и обошел конкурентов с их «пазиками». Нам никто ничего не давал, мы честно выиграли. Скажу даже более: при таких глобальных проверках прокуратуры на подтасовки в конкурсе никто не решается. А вообще, про меня можно сказать, что я и с Медведевым друг.

И у вас в приемной, кстати, стоит занимательная грамота, выданная вам Медведевым как «хранителю общака». Шутки, конечно. А вот обвинения в связях с администрацией - это более чем серьезно.

Работая с администраций, мы никогда не договаривались о чем-то через кого-то. Мы знаем критерии конкурса, специально закупаем технику... после этого конкурс ну просто нельзя не выиграть. А господа пираты-нелегалы, ничего не покупая, прибегают только к возможностям своего горла: кричат, что «Алекс-Авто» с кем только не повязан. Это зависть и клевета. Лично мы с Быковым не знакомы: я знаю, что есть такой глава города Владимир Васильевич, а Владимир Васильевич знает, что есть такой владелец «Алекс-Авто» Александр Геннадьевич. Быков был у нас на предприятии, когда мы купили «Мазы». Почему ему нельзя было приехать, поддержать предприятие, которое обновило парк автобусов и единственное в городе выпустило на маршруты низкопольные автобусы, оборудованные для людей с ограниченными возможностями? Чиновники для того и поставлены, чтобы город улучшать и преображать. А вообще, я бы и рад лично познакомиться с главой, если бы он захотел.

То есть Владимир Васильевич вовсе не готовит в «Алекс-Авто» «место для мягкой посадки» после ухода с поста главы города? … и такое говорят.

Откровенно говорю в глаза: это просто ложь. Никогда в жизни Владимир Васильевич к «Алекс-Авто» не имел никакого отношения.

И с «Глобусом» у вас тоже никаких связей и отношений нет?

Нет. Единственное, мы поддерживаем одну и ту же баскетбольную команду - «Киров-Академия-Глобус». Я помогаю автобусами.

А помочь автобусами жителям, например, Нововятска, реально? 46 автобус в час пик - это консервная банка: туда не «впихнешься», оттуда не выйдешь, а вечером его приходится ждать по 30-40 минут. За это время проезжает пять 23-х...

Все изменения схемы и графика движения, количества автобусов происходит через администрацию. И это не так просто. Иногда вопросы решаются месяц, иногда квартал или даже год. Что касается 46 маршрута, то с августа-сентября на это направление будет добавлено несколько автобусов большой вместимости.

А жителям «Дурней» удача не улыбнется? Оттуда уже в 20.30 не выедешь, автобусы (маршрут №9) просто разворачиваются и уезжают, несмотря на то, что на остановке стоит 20 человек.

Расписание выполняется до конца. У вас немного неправильная информация.

Информация от садоводов, которые в тот район ездят более, чем часто.

На каждой маршрутной сети существует расписание. После 20.00 сходит процентов 30 автобусов, после 21.00 - еще часть, с 22.00 остается 30% дежурных машин. Желающие узнать точное расписание могут позвонить в диспетчерскую.

А повесить расписание на остановках нельзя?

Вешали. Срывают конкуренты.

Вы их за руку ловили или просто догадываетесь?

Какие догадки... Мы 3 раза в день вешали расписание на 26 маршрут, и все 3 раза 90 маршрут это расписание сорвал.

Если бы вы сегодня начинали заниматься бизнесом, выбрали бы это направление?

Если мы говорим о 2010-2011 годах, то, наверное, не выбрал бы. Хотя до 2007 года в транспорте дела шли неплохо, а проще всего работалось до 2005 года, когда за это направление в мэрии отвечал Валерий Кропачев. Сейчас мало стало в администрации профессионалов, которые разбирались в транспортной тематике. Вы спрашиваете, почему автомобилисты-транспортники идут в Заксобрание и Гордуму? Потому что нас не слышат. Нам говорят: «выживайте как хотите». Я знаю одно предприятие в районе, которое в 2010 году сработало в минус на 40%. Теперь мы видим ситуации, когда предприниматели просто отказываются работать, и целые населенные пункты оказываются отрезанными от внешнего мира.

Вам на вашем предприятии профессионалов хватает? Есть информация, что водителей не хватает чуть ли не на половину автобусов и текучка в «Алекс-авто» большая.

За полгода из 800 человек уволилось 5-6. Вы считаете, это большая текучка? К нам даже пришла работать девушка. Если бы у нас были плохие слесари, она вряд ли бы отважилась выйти на маршрут. Я считаю, у нас самые высококвалифицированные кадры - медики, механики, руководители отделов. Не хватает водительского состава и кондукторов на низкодоходные маршруты, такая проблема есть, да. В остальном же все слухи о дефиците водителей, задержках зарплаты - это ложь и провокации со стороны конкурентов. Мы задерживали зарплату только один квартал - весной 2010 года, когда меняли систему оплаты труда (раньше зарплата выдавалась ежедневно).

Ваша инициатива по привлечению на работу гастарбайтеров увенчалась успехом?

- Нет, мы с ними расстались. Осталось человек пять.

Почему? Вы же говорили, что «лучше гастарбайтеры, чем наши пьяницы».

С ними трудно работать только по одной причине: обеспечивать приезжих жильем мы не можем, а снимать квартиру им накладно. В остальном, как работники, они меня устраивали. Не знаю, откуда взялась такая мода - относиться к этим людям с пренебрежением. В СССР мы работали у них, они у нас, мы все - узбеки, хохлы, русские - были одинаковыми, служили в вооруженных войсках одной страны. Все были едины.

Происки конкурентов

Остановить поток мыслей Александра Геннадьевича о былых советских годах не так-то просто. Однако слишком интересно, что «автобусный магнат» ответит на самую свежую компрометирующую информацию. Резко меняю тему и задаю вопрос.

Александр Геннадьевич, совсем недавно некоторые СМИ написали, что вы якобы взяли кредит на 10 с лишним миллионов и уже больше года его не отдаете?

Не знаю о чем речь. Все кредиты, которые были мной взяты, отдаются вовремя. И ни в одном банке нет просрочек.

Кредит был взят у некого частного лица Александра Ворожцова...

Господин Ворожцов судиться будет 100 лет. Этой суммы не существует и я на такие провокации даже не обращаю внимания. Решение суда, думаю, будет скоро.

Тогда заключительный вопрос. После всего того, что вы рассказали про пассажирские перевозки, льготы и конкуренцию, вы, как бизнесмен, видите перспективы этого бизнеса в дальнейшем?

Да. Но надо укрупнять предприятия. Чем больше перевозчиков, тем маршрутная сеть хуже. Откуда берутся скандалы, почему «пазики» обгоняют друг друга, подрезают? Потому что на одном маршруте работают 3-4 перевозчика. И каждый смотрит в свой карман. Мало того, что предприниматели несут убытки, мы еще и пассажиров расслабляем. Недавно был в Италии и специально поехал в Ватикан на маршрутном автобусе. Автобус отправляется по времени только с конечной остановки. Там он забивается полностью и едет остановок пять нигде даже не притормаживая. Доехав до середины пути и выпустив часть пассажиров, продолжает путь уже с остановками. Если человек не попал в автобус, он едет на такси, если нет денег - идет пешком. Там это принято и никто не жалуется. А у нас каждому пассажиру надо дать по автобусу, и еще подвести к подъезду и проводить на 5 этаж. Мы сами расслабляем людей. Еще раз говорю: задумка города о том, чтобы убрать «пазики», сократить количество автобусов, но ввести большие комфортабельные вместительные автобусы, - была хорошая. Пусть они будут ходить чуть реже, но зато регулярно (без поломок, так как новые). Тогда и водителей будет хватать, и зарплата вырастет, и стоимость проезда, вполне вероятно, снизится. Что происходит сейчас? На остановке у «Рассвета» до 9 автобусов враз встают. Пассажиров - 4 человека, а подходит 9 автобусов. Для чего мы это делаем? Реформу нужно довести до конца не взирая на возмущения. И надо укрупнять предприятия. Если останется три перевозчика, которые поделят между собой направления, никто не будет увозить друг у друга пассажиров, все будут работать спокойно. Думаю, постепенно, мы к этому придем.

Досье:

Александр Харюшин, владелец «Алекс-Авто», вице-президент «Вятского транспортного союза».

Дата и место рождения: 10 июля 1971 года, Юрьянский район.

Образование: среднее, получаю высшее.

Карьера: 1989-1992 годы - служил в армии, с 1992 по 1996 - в органах внутренних дел, ГАИ. В 1997 году уволился из ГАИ, надо было где-то работать... занялся частным бизнесом, сначала лесом, потом, в 1999 году, купил первый автобус. С 2004 по 2010 годы - директор «Алекс Авто», с 2011 года - вице-президент Вятского транспортного союза.

Семейное положение: женат, две дочери.

Увлечения: заядлый охотник, немного увлекаюсь спортом, люблю природу, дачу.

Любимая кухня: я считаю, что лучше меня готовят шашлык только, наверное, кремлевские повара.

Любимая музыка: в музыке слаб.

Любимый фильм: предпочитаю отечественные.

Девиз: «Не отступать! Расширяться, укрупняться, шагать дальше».

Беседовала Мария Петухова

«Бизнес новости в Кирове», № - от 16.05.2011

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 16.05.2011 12:23:55