В бюджете денег нет?

12 июля 2011

На последнем пленарном заседании областного Заксобрания в числе первых обсуждался законопроект об исполнении облбюджета за 2010 год. Казалось бы, рутинное дело, однако реакция депутатов оказалась непредсказуемой…

Всё начиналось как обычно: глава депфина Елена Ковалёва зачитала доклад о том, что в общем и целом всё сложилось неплохо. За 2010 год большая часть отраслей экономики вышла на докризисный уровень. Оборот организаций всех видов деятельности вырос на 15,2% по сравнению с 2009 годом. Индекс промышленного производства составил 109,2%. После восьми внесённых за год изменений в закон доходы бюджета были увеличены на девять с лишним миллиардов рублей (на 34,5%). Областной бюджет в итоге исполнен по доходам в сумме свыше 37 млрд рублей, или 102,9% к запланированным назначениям. Председатель Контрольно-счётной палаты Юрий Лаптев тоже особых претензий к исполнению бюджета не высказал, вынеся вердикт — всё сделано качественно.

Однако при голосовании четыре депутата были «против», а ещё 15 воздержались от одобрения. Почему?

На главный вопрос отвечает представитель так называемых оппозиционных фракций Собрания, зам. председателя ОЗС Сергей МАМАЕВ.

— Прямо на заседании вы заявили, что материалы, подготовленные правительством, и заключение КСП вызывают массу претензий. Что именно не устраивает в исполненном вроде бы бюджете, согласно которому жизнь у нас налаживается?

— Да, казалось бы, доходы бюджета к первоначально утверждённому депутатами закону перевыполнены на миллиарды рублей, в том числе по собственным доходам на 125% к плану. Налог на прибыль перевыполнен к первоначальной цифре в два раза, то есть на пару миллиардов рублей. Первым делом возникает вопрос — а как возможно такое планирование? Получается, мы вообще принимаем нереальный бюджет.

Без тени сомнения

— Так вы же его на самом деле и утверждаете. Зачем тогда спорить?

— Проблема в том, что на все наши предложения при формировании бюджета и его корректировках ответ всегда один — в бюджете денег нет. Когда ставили принципиально важный, социальный вопрос о введении льгот для инвалидов, последовал категорический отказ. Проект затрагивал интересы 135 тысяч инвалидов области, и суть его проста: с недавнего времени, с 2007 года, единая социальная группа — инвалиды — оказалась разделена на две части. Если те из них, кто проживает в государственном жилом фонде, продолжают получать 50-процентную скидку по оплате за содержание жилья, то люди, живущие в приватизированных квартирах, такой льготы лишены. Цена вопроса восстановления их прав составляла 70 млн рублей. Но большинство депутатов проект без тени сомнения отклонило. Дескать, на инвалидов и так тратятся немалые деньги, посмотрите, куда же им ещё, не израсходовать бы лишнее! И при этом получили дополнительно собственных доходов 3,5 млрд рублей.

— Не из упрямства же отклонили. Вероятно, имелись основания?

— На деле выходит, что из непонятного упрямства. Или, вернее, из-за нежелания признавать собственные промахи в планировании доходов и расходов казны: случайные или преднамеренные, неизвестно. На мой взгляд, одна из главных причин таких грубых погрешностей в планировании экономических показателей — отрыв специалистов профильных департаментов от реальной ситуации в экономике области. Да, мы понимаем, что сложно работать с акционерными обществами, требовать прогнозов по результатам работы от крупных «хозяйствующих субъектов». Но исполнительная власть имеет возможность более тесно общаться, взаимодействовать со «средними» налогоплательщиками области. И вообще, проявлять неформальную заинтересованность в деятельности промышленных предприятий. Недоимка по налогам, между прочим, растёт, несмотря на «праздничные», штампованные отчёты. Отсюда напрашивается серьёзный вывод об эффективности работы правительства области…

Нет времени?

— Но правительство дало подробную характеристику расходов бюджета: куда и на что потрачены средства.

— Можно, конечно, рапортовать, что бюджет исполнен качественно. Но… Откуда тогда немалые остатки неизрасходованных средств? Остались неиспользованными 1 млрд 146 млн рублей, в том числе из средств облбюджета — более 400 млн руб. Причём не в полном объёме освоены ассигнования по всем разделам бюджетной классификации, за исключением раздела «Национальная безопасность». Остаток средств облбюджета на 1 января 2011 года составил аж два млрд рублей! Сумма запредельная. И выросла к показателю на 1 января 2010-го на 62%.

— Обычно объясняют это тем, что средства, в частности, федерального бюджета, поступают только к концу года, потому нет времени расходовать их.

— Ну, это вполне понятные хитрости федерального центра. Они известны. Однако где и когда правительство области ставило вопрос о такой порочной практике, информировало депутатов Госдумы, членов Совета Федерации? Да, говорят, что деньги не пропадут, перейдут на следующий год. Но ведь средства следует расходовать эффективно именно в текущем году. Разве не на что? И у нас тоже более 70% субсидий направляются в последних кварталах отчётного года. Причина — несвоевременное проведение конкурсных процедур, заключение контрактов. Мы принимаем бюджет в ноябре предшествующего года. Так неужели исполнительной власти не хватает времени организовать работу? Это прямая недисциплинированность, безответственность конкретных исполнителей.

Делаем вид

— А представительная власть не может повлиять на этот процесс? Или ваша прерогатива — только законотворчество?

— Да нас подчас даже не ставят в известность. Вот, к примеру, в нарушение бюджетного кодекса превышен объём заимствований региона на 692 млн рублей. Это что за организация бюджетного процесса? Неудовлетворительная картина и с выполнением областных целевых программ. Странно меняются на глазах и другие финансовые показатели. Скажем, первоначальный план привлечения кредитов коммерческих банков увеличен на 76%, или на 2 млрд руб. Госгарантии увеличены на 50%, или на 650 млн руб. Можно понять, когда вносятся изменения на 10 или 20%, но подобные цифры, миллиардные, трудно объяснить.

— То есть, по вашему мнению, недостатки в исполнении бюджета не сокращаются, как нам говорят, а растут…

— Так это очевидно. И всё потому, что нет самокритичной, честной оценки его исполнения. Нам преподносят благостную картину. С таким подходом никогда не поднимется «качество и эффективность». А ведь мы, утверждая бюджет, разделяем ответственность за его исполнение перед населением области, за контроль использования денежных средств. Тот, кто понимает это, голосовал «против». Но, к сожалению, нас опять не услышали. Сделали вид, что проблем не существует.

Мнение

Валерий ТУРУЛО, председатель комитета ОЗС по экономическому развитию, промышленности, торговле и предпринимательству, член комитета по бюджету и налогам:

— Когда я задавал вопрос о дотационной составляющей бюджета и её распределении, мне была названа цифра в 1,3 млрд рублей. Это большие деньги. Но как они расходуются? Показательна ситуация в монопосёлке Мурыгино, где, похоже, путём отмывания «растворилось» свыше 70 млн бюджетных рублей. При попытке выявить прозрачность, установить хотя бы поверхностный контроль над системой ЖКХ (в Мурыгино, напомним, остановилось градо-образующее предприятие, и за коммуналку стал отвечать «Облкоммунсервис». — Ред.) открылись парадоксальные вещи, миллионы «экономии» средств. При этом налогооблагаемая база посёлка не используется, налоги никто не платит, даже за захваченные участки земель. Когда мы попытались поднять этот вопрос на «силовой» уровень, главу поселения с треском отправили в отставку. Только за то, что он озвучил проблему…

Записала Елена Фадеева

«Аргументы и факты - Вятка», № 27 от 12.07.2011

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 18.07.2011 14:05:30

Последнее изменение: 18.07.2011 14:09:51