Губернатор «прокатил» автомобилистов

28 июля 2011

Одним из самых обсуждаемых на пленарном заседании Заксобрания Кировской области стал вопрос о дорожном фонде. Когда предыдущий созыв ОЗС принимал по предложению правительства Никиты Белых решение о повышении транспортного налога, губернатор не единожды, правда, весьма обтекаемо говорил о том, что с повышением акциза на топливо ставки, возможно, будут пересмотрены в сторону уменьшения. В принципе, региональные дорожные фонды для этого и создавались. Как нам объясняли с экранов телевизоров федеральные чиновники, повышение акцизов на бензин не что иное, как более цивилизованная форма сборов на дороги. Чем больше ездишь на машине (и соответственно, тратишь бензина) – тем больше платишь. Транспортный же налог будет отменен за ненадобностью.

Сейчас уже точно известно: в следующем году объем средств на финансирование ремонта и строительство дорог в Кировской области увеличится более чем в полтора раза за счет поступлений от этих же акцизов. Однако правительство «обнулять» налог не спешит.

– Сегодня финансирование дорожной отрасли осуществляется напрямую из областного бюджета, – заявил в своем выступлении губернатор. – Если в 2008-2009 годах еще предоставлялись субсидии из федерального бюджета, то в 2010-2011 годах – только из областного. В 2010-м из региональной собственности в муниципальную было передано 6619 км автомобильных дорог. Мы пошли на это, поскольку считаем, что муниципалитеты способны сами эффективно содержать дороги. Одновременно районам на эти цели были переданы деньги: 650 млн. рублей в 2010 году и 699 млн. – в 2011-м.

Я напомню: когда в 2009 году повышали транспортные ставки, мы говорили о том, что увеличение платежей по этому налогу пойдет на субсидии муниципалитета. С 2010 года 10% сборов от транспортного налога поступает в бюджеты МО, с 2011-го – 50%.

В 2012 году будет создан региональный дорожный фонд. Основными источниками его наполнения будут акцизы на нефтепродукты и транспортный налог.

Также в фонд будет поступать плата за вред, причиняемый транспортными средствами дорожному полотну (госпошлина за разрешение движения). Он сможет пополняться и за счет межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц.

Какие дороги не будем ремонтировать?

Губернатор напомнил парламентариям: чтобы привести все дороги области в нормативное состояние, требуется 60 млрд. рублей. Область в 2011 году может выделить на эти цели 700 млн. рублей. Никита Белых заявил, что в таких «суровых» условиях было бы «большой роскошью» снизить ставку транспортного налога.

– Если мы понизим ставки транспортного налога, недосчитаемся уже запланированных на ремонт 800 млн. рублей, – заявил губернатор, – то есть это приведет к сокращению дорожного фонда в 2012 году до 2,5 млрд. Если понизить налог лишь для автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с., то дорожный фонд сократится лишь на 160 млн. – до 3,14 млрд.

– Так вот, кто вносит законопроект о снижении ставок транспортного налога, должен понимать, что это будет нереалистичное решение, – сказал губернатор. – Мол, недополучил бюджет доход – вывернется как-нибудь. Это будет отказ в ремонте совершенно конкретных участков дороги.

Я каждый день общаюсь с главами районов, и нет ни одного, кто ни поднимал бы вопроса о ремонте того или иного участка дороги. Поскольку часть транспортного налога попадает в местный бюджет, то выпадающие доходы составят еще около 400 млн. рублей.

Ассоциация муниципальных образований уже выразила свое отношение к такому сценарию. Насколько я знаю, она направила письмо на имя председателя ОЗС, где сообщается, что принятие такого решения приведет к сокращению расходной части бюджета, невозможности содержания местных дорог. Если примете такое решение, можете сами вычеркивать, какие дороги, на ваш взгляд, не нуждаются в ремонте. Других источников финансирования у нас нет.

Не в интересах населения

Губернатор даже привел таблицу, в которой перечислялись все участки дорог, которые необходимо отремонтировать, мол, покажите, какие из них вычеркнуть. Парламентарии возмутились: поведение губернатора, скорее, игра на публику, чем конструктивное поведение. ОЗС – законодательный, а не исполнительный орган, одна из основных его задач – отстаивать интересы жителей региона. А они в этой ситуации не учитываются.

– Вам не кажется, что автомобилист в Кировской области имеет двойное налогообложение? – задал вопрос губернатору один из парламентариев. – Первое – сам транспортный налог, один из самых высоких в ПФО. И второе: в каждом литре бензина один рубль – это акциз. 70% этого рубля идет в региональный бюджет. Это тот же самый налог. Когда создали дорожные фонды и отдали акцизы в регионы, Чеченская республика сразу отменила транспортный налог. Я не понимаю, почему наше население должно батрачить, платить двойные ставки и за бензин, и налог, а в других регионах от этого уходят?

В то же время, по словам парламентариев, довольно вяло идет передача в федеральное ведение отдельных участков дорог, имеющих общероссийское значение. Например, участок Кострома – Пермь, на который тратится немало областных средств. Есть и другие проблемы: низкое качество выполнения ремонта дорог при высокой стоимости и так далее. Иными словами, возможно, было бы правильнее повышать эффективность работы исполнительной власти вместо того, чтобы все больше и больше выгребать из кармана налогоплательщиков.

На прошедшем 21 июля заседании обсуждение этого вопроса велось в рамках правительственного часа. Принятие же решений на этот счет у депутатов Законодательного собрания еще впереди.

Ирина РОГОЖИНА

«Новый вариант», № 30 (544) от 28.07.2011

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 03.08.2011 09:56:56

Последнее изменение: 03.08.2011 16:45:33