Законы ради педагогов, или Как законотворцы влияют на учительство

21 сентября 2011

Кризис системы образования – больная тема для российского государства и общества. С ее обсуждения 15 сентября, по окончании депутатских каникул, возобновил свою работу Парламентский пресс-клуб Законодательного Собрания Кировской области. Его участники обсуждали проблемы, связанные с началом учебного года и с реформой образования в России. Однако самая горячая дискуссия развернулась вокруг вопроса о том, как способны влиять на сферу образования депутаты ЗакСобрания.

«Училка» - враг учительства

- Современные реформы в образовании направлены на то, чтобы сделать человека готовым к обучению в течение всей жизни, - заявляет доктор педагогических наук, профессор Елена Галицких. - Как этого достичь? Сегодня часто говорят, что образование можно купить, сделав его платным. Это опасная иллюзия. Купить можно только диплом, а образование – нельзя. Причина проста: для того, чтобы стать образованным, нужно заставить работать собственные мозги и сознание. В какой мере образование должно быть платным и в какой бесплатным? Это проблема законодательства, проблема государственной образовательной политики.

Три педагогических идеи ХХ века, рожденные в нашей стране, повлияли на образовательную политику во всем мире: идея развивающего обучения, идея сотрудничества (работы в коллективе) и идея самоопределения. В России эти идеи сегодня во многом забыты: эпоха гуманизации сменилась эпохой модернизации. И никто до конца не осознает, какую систему мы развалили, никто не может предсказать, что нас ожидает по окончании реформ. Мы делаем то, что еще не осознали. Однако нереализованные российские идеи подхватил Запад. И теперь страны Европы и Америки обогнали нас по качеству образования, оставив Россию на 61-м месте.

У нас долгое время из образования было вытеснено воспитание. Мы не знали, как нужно воспитывать, когда сменилась идеология и изменились моральные ценности. Возник тезис: школа пусть учит – семья пусть воспитывает. Сегодня, наконец, наше общество приходит к мысли о том, что воспитывает не мероприятие, а образ жизни. Поэтому отрадно, что воспитание все-таки возвращается в систему образования. Это результат эпохи гуманизации. Образовательные реформы направлены на то, чтобы сделать жизнь каждого человека содержательной, чтобы сохранить взаимопонимание поколений.

Средний возраст современного российского учителя – 51 год. Почему молодежь не идет работать в сферу образования? Считается, что из-за низкой зарплаты. Так ли это? Во время Национального образовательного форума прозвучал вопрос: лучше ли станет работать учитель, если ему повысят зарплату? И огромная аудитория ответила: нет. Почему? Потому что учитель, работающий в школе, трудится на пределе своих возможностей. Конечно, ему нужна высокая зарплата, но качество его работы от нее не зависит. Оно зависит от общественного мнения, от мотивации родителей и от государственной образовательной политики. Один из первых врагов учительства – слово «училка». В культуре есть понятие «учитель»; учителями человечества называли многих великих людей – от Христа до Достоевского. А «училка» - это уборщица, подбирающая отходы человеческого бытия. Пока это слово будет бытовать в нашем языке, общество станет относиться к учителям подобным образом – как к прислуге. Нам уже говорят, что мы должны не учить, а оказывать образовательные услуги.

На Национальном образовательном форуме разгорелись настоящие диалоговые войны вокруг того, как оценивать труд учителя. Есть разные точки зрения. В комплексной оценке должны присутствовать результаты ЕГЭ, мнения учеников и их родителей. Однако должна быть и общественная экспертиза качества учительского труда. А для этого нужно вспомнить о педагогическом воспитании родителей. К такой мысли пришли участники форума.

Еще один враг образования – его невероятная бюрократизация. Аттестация педагогов требует от них отдачи многих сил, отнимает массу времени. Бумажный поток растет, а время, уделяемое педагогом ребенку, сокращается.

Я вижу смысл современной реформы образования в том, чтобы каждый человек занимался творчеством в жизни. И у нас ничего не изменится, если стремление к творчеству не воспитывать в школе. Только творческое отношение к жизни повлечет за собой культуру быта и культуру общения.

Уравниловка бессильна

- Отправная точка отношений сферы образования с властью – система ценностей, которой они руководствуются в работе, - считает заместитель председателя ОЗС Михаил Курашин. – Законодательное Собрание в первую очередь занимается законотворческой деятельностью, обеспечивающей функционирование системы образования. Здесь можно упомянуть о том, что летом мы принимали решение об увеличении зарплаты учителям, о том, что на ближайшем пленарном заседании мы рассмотрим целый ряд законопроектов в сфере образования… Все знают, что в стране идет реформа, все признают, что многое надо изменить. Но едва начинаются быстрые перемены, многие начинают кричать: куда мы так торопимся? Когда процесс идет медленно, постепенно, многие вопрошают: а где же результаты?

Смею заверить: у нас работа идет. К принятию «осеннего блока» законов, касающихся образования, мы готовимся еще с весны.

Чего нам не хватает? Нам не хватает возможности участвовать в формировании общественного мнения. Сегодня в обществе нет положительного образа учителя. Можно ли этот образ создать законодательным путем? Мы пока не знаем, как это сделать, но сделали бы с удовольствием.

Увеличение фонда оплаты труда я считаю правильным путем. Речь идет не о повышении зарплаты учителям, а о повышении качества образования. Далее возникает вопрос о распределении дополнительных средств внутри системы. Механизм строится на том, что за счет этих средств стимулируют наиболее успешных преподавателей. У нас есть школы, где применяется такая практика. А уравниловка – то есть равное распределение средств – не способствует ни приходу, ни удержанию молодых специалистов. Я согласен с Еленой Гилицких: сколько ни увеличивай зарплату педагогам, они работать лучше не станут. Зато произойдет цепная реакция, которая выразится в том, что с повышением зарплат начнут расти цены на все. Мы с этим сталкиваемся каждый раз, когда кому-то добавляют зарплаты и пенсии.

Мы забыли о доброте

- Говоря о реформе образования и зарплатах учителей, мы забыли о самом главном – о доброте, необходимой в процессе образования и воспитания – подчеркивает депутат Марина Созонтова. – Доброта важна и с точки зрения законодательства об образовании, как бы ни парадоксально это звучало. Совсем недавно я была членом жюри конкурса «Голос ребенка», участники которого писали о своих семьях. Почти в половине работ я сталкивалась с фразой: «Я редко вижусь со своей семьей, потому что меня увозят в интернат». Когда мы сегодня говорим о школах-интернатах, мы начинаем витать в облаках. Мы отрываем детей от семьи, от доброты и соучастия в помощи родителям, младшим братьям и сестрам. Одна девочка написала: «У меня родилась сестренка, я ее так ждала, а теперь не могу с ней понянчиться». Вот какую бомбу мы закладываем с помощью интернатов, выращивая «инкубаторских» детей и не думая о будущем. Мы пытаемся загнать всех в массу, не видя личностей в этой массе. А все личности развиваются по-разному, каждая в свое время.

Вспомните своих одноклассников: многие ли из них рвались получить даже среднее образование, не говоря уже о высшем? А мы сегодня силой тащим учеников, которые не хотят учиться. Я понимаю, что «дозревание» до осознания необходимости получения образования не происходит у всех одновременно. Но ведь у нас была система дополнительного обучения. Почему теперь ее нет? У нас сегодня всех детей загоняют в класс как стадо, а учитель превращается в пастуха. Мы ставим учителя в тупик, заставляя его учить явных тупиц. Мы ставим учителя в такие условия, когда, извините, подросшие подонки могут его нецензурно оскорблять перед всем классом. Зачем, почему, кому это надо? Нам говорят: таков закон. Но ведь мы, депутаты, занимаемся законотворчеством. Мы и должны рассматривать эти проблемы.

Когда мы сегодня говорим об образовательных услугах, мы подразумеваем то, что учитель должен провести обусловленное количество уроков со «стадом», а тем, кто хочет учиться, он станет оказывать дополнительные услуги. Разве это нормально? Вот над чем нужно работать законотворцам!

Когда мы говорим об ответственности учителей, мы напрочь исключаем ответственность родителей. Сегодня у нас ее нет. Они приходят в школу, диктуют, требуют: учитель обязан, учитель должен… Давайте начинать с детского сада. Если какой-то ребенок в садике начинает кусать или бить других детей – высадите его из коллектива, объяснив родителям, что они не подготовили его к посещению детсада. Родительская ответственность – это тоже вопрос законотворчества.

Инфантильная молодежь

- Труд учителя был и остается основополагающим в государстве, - говорит депутат Валерий Смирнов. - То, как педагоги сегодня учат и воспитывают детей, проявится в будущем через 10-20 лет, когда дети станут взрослыми и придут нам на смену. Сегодня мы видим последствия того, что происходило с нашим образованием в последние 10-20 лет: инфантильную молодежь, не желающую работать. Поэтому вопрос воспитания – это государственный вопрос.

Что касается оплаты труда учителей, то здесь я придерживаюсь стандартного подхода: оценка и оплата этого труда государством являются ответом на все остальные вопросы образования. Но это проблема федерального уровня. Мы же ограничены областным бюджетом, хотя и в его рамках мы можем кое-что сделать.

Детские миллионы

- Вопросы семьи и школы всегда были в центре внимания депутатов всех фракций Законодательного Собрания Кировской области, - говорит заместитель председателя ОЗС Николай Бусыгин. – В июле у нас прошел правительственный час, на котором мы говорили о первоочередных мерах по решению актуальных проблем образования в регионе, о внесении изменений в законы области в сфере опеки и попечительства, об установлении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности общеобразовательных учреждений. Это позволило с 1 сентября несколько поднять зарплату педагогам. На ближайшем заседании мы собираемся внести поправки в законы «Об образовании», «О мерах социальной поддержки многодетных семей», принять в первом чтении закон «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Кировской области».

Одним из важнейших направлений деятельности депутатов ЗакСобрания является помощь из областного бюджета детям-инвалидам, сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Не так давно мы приняли закон «О мерах по обеспечению безопасного пребывания детей в общественных и иных местах». Закон был разработан для предупреждения причинения вреда здоровью детей. Им установлены меры по недопущению нахождения детей, не достигших 18 лет, в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей. Закон определяет также обязанности органов внутренних дел, получивших сообщение об обнаружении ребенка в ночное время, и порядок определения общественных мест, в которых не допускается появление ребенка в указанное время. В связи с этим внесены изменения в закон Кировской области «Об административной ответственности», предусматривающие ответственность за нарушение упомянутого выше закона.

9 сентября я участвовал в заседании Ассоциации законодательных органов государственной власти субъектов РФ ПФО, которое проходило в Нижнем Новгороде. Основной вопрос, на котором мы остановили внимание, был посвящен совершенствованию законодательства и гарантиям прав сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня это важнейшая социальная проблема. На 1 января 2011 года только в Кировской области насчитывалось 6136 сирот. На жизнеобеспечение этой категории детей в бюджете области в 2011 году предусмотрено около 900 миллионов рублей. Мы внесли в Госдуму семь важных предложений о совершенствовании федеральных законов в сфере жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также об изменениях в Жилищном и Семейном кодексах и о дополнениях к Гражданскому кодексу.

В Кировской области совершенствуется закон «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству». На его реализацию в 2011 году из областного бюджета предоставлены субвенции на 18 миллионов рублей.

Принят закон «О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям». Областной бюджет выделяет 3780 рублей на одного приемного ребенка, 5037 рублей на двух детей и 6200 на трех детей. При этом размер ежемесячного вознаграждения увеличивается на 30% от установленного размера за каждого последующего за третьим ребенком, и на 20% - при принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями. На реализацию этого закона в нынешнем году предусмотрено 58 миллионов рублей.

Кроме того, в Кировской области действует закон «Об установлении порядка и размера ежемесячных денежных выплат на детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой в приемных семьях». Опекунам ежемесячно выплачиваются деньги на возмещение расходов на питание, одежду, обувь, предметы хозяйственного обихода и личной гигиены (до 7 лет – 4900 рублей, от 7 до 18 лет – 5066 рублей). Этот закон в 2011 году обойдется областному бюджету в 430 миллионов рублей (в виде субвенций).

Владимир МЕЛЬНИК

«Московский комсомолец на Вятке», № 39 от 21.09.2011

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 26.09.2011 15:22:01