Среди океана законов

28 сентября 2011

Депутаты Законодательного Собрания Кировской области провели двухдневное пленарное заседание

Двадцать три закона, принятых в окончательном чтении, и еще девять в первом – таков итог самого насыщенного пленарного заседания Законодательного Собрания Кировской области за 17 лет его существования. Мероприятие пришлось поделить на две части. В первый день перед депутатами ОЗС выступал Губернатор Никита Белых с отчетом о результатах деятельности областного Правительства в 2010 году и с бюджетным посланием на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. В повестке второго дня насчитывалось около пятидесяти вопросов.

Деньги против заразы

Одним из наиболее важных решений депутаты назвали принятие в первом чтении проекта закона области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по защите населения от болезней, общих для человека и животных». Дело в том, что на территории нашего региона находятся 605 скотомогильников, в том числе 237 бесхозных – в 28 районах и городских округах. В 57 из них захоронены трупы животных, пораженных возбудителями сибирской язвы. Эти скотомогильники являются потенциальными источниками опасности, поскольку в случае неправильного оборудования и эксплуатации таких объектов ситуация может выйти из-под контроля.

Как сообщил депутатам начальник областного управления ветеринарии Сергей Чучалин, множество скотомогильников на территории региона за два последних десятилетия потеряли своих хозяев. Оставшись без надлежащего содержания и обслуживания, они стали представлять реальную опасность для жизни и здоровья жителей области.

Надо сказать, что обсуждение упомянутого законопроекта стало главным вопросом повестки заседания комитета ОЗС по аграрным вопросам, переработке сельхозпродукции и развитию сельских территорий, состоявшегося днем раньше. Как заявил председатель комитета Николай Киселев, проблема финансирования работ по обеспечению безопасности кировчан настолько остра, что в слушаниях приняли участие члены Ассоциации муниципальных образований. Муниципалы высказались за необходимость принятия закона как можно скорее, так как без финансирования из областного бюджета им самим не справиться с этой проблемой. Законопроект предполагает передачу муниципалитетам реальных финансов на то, чтобы они имели возможность локализовать опасность. Кроме того, законопроект предусматривает наделение органов местного самоуправления, указанных в приложенном к нему перечне, отдельными государственными полномочиями по защите населения от болезней, общих для человека и животных – в части организации и содержания скотомогильников – на неограниченный срок. Подразумевается финансовое обеспечение выполнения этих полномочий за счет субвенций из областного бюджета, рассчитанных в соответствии с методикой, также утвержденной данным законопроектом.

Депутаты приняли закон в первом чтении. «Теперь необходимо отыскивать по области бесхозные скотомогильники, а они наверняка выявлены далеко не все, - заявил Николай Киселев. – Конечно, потребуются миллионы рублей. Но они будут использованы на сохранение здоровья кировчан».

От жертв репрессий до потребительской корзины

Но, однако, не менее значимым следует признать целый блок социальных законов и изменений в них, принятых на заседании.

Изменения в закон Кировской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий», принятые окончательном чтении, приводят его в соответствие с федеральным законодательством: из него исключили слова «и являющимся пенсионерами или инвалидами», так как право жертв политических репрессий на получение государственной соцподдержки не зависит от получения пенсии и наличия инвалидности.

Изменения в региональном законе «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области» изменяют показатель «численности несовершеннолетнего населения», использующийся для определения числа муниципальных служащих, осуществляющих полномочия по организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. Для муниципальных районов этот показатель снижается его с 3000 до 2000 несовершеннолетних, а для городских округов – с 5000 до 4000. В результате измененится численность муниципальных служащих, осуществляющих работу КДН, она увеличивается на 17 человек. Этот закон также принят в окончательном чтении.

Изменения в законе «Об образовании в Кировской области», принятые депутатами в первом чтении, подготовлены с целью расширения с 1 сентября 2011 года категории получателей ежемесячной социальной выплаты. Ее станут получать работники не только областных и муниципальных, но и федеральных государственных образовательных учреждений, а также работники органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, удостоенные почетных званий народных и заслуженных учителей.

Изменения в областном законе «О мерах социальной поддержки многодетных семей» расширяют перечень и объем мер социальной поддержки многодетным малообеспеченным семьям. Они вводят единовременную компенсацию в размере 50% расходов на приобретение индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, электроэнергии и газа, увеличивают размер компенсации расходов на оплату коммунальных услуг с 30 до 50 процентов.

Изменения в отдельные законы Кировской области – по инициативе депутата Заксобрания Сергея Лузянина, касаются приведения методики расчета субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по начислению и выплате компенсации части родительской платы, взимаемой за содержание детей в детских садах, в соответствие с региональным законом «Об образовании». Кроме того, введена статья, которая наделяет органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в приемных семьях, ежегодно законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Закон «О величине прожиточного минимума пенсионера в Кировской области на 2012 год» устанавливает прожиточный минимум пенсионера в Кировской области на 2012 год в размере 5310 рублей, а закон «О потребительской корзине в Кировской области в 2012 году» определяет размер потребительской корзины для основных групп населения региона на следующий год в составе и объемах, предусмотренных законом №52-ЗО «О потребительской корзине в Кировской области».

Последние четыре закона также приняты в окончательном чтении.

Вокруг выборов

Интересными оказались некоторые преобразования в блоке «выборных законов». Скажем, законопроект, касающийся изменений в закон «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области» и принятый в первом чтении 25 августа, приводит региональный закон в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве. В новой редакции предложена статья, определяющая методику первичного пропорционального распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, а также введена статья, предусматривающая процедуру вторичного распределения мандатов. Кроме того, расширяется компетенция политических партий (избирательных объединений) в вопросах замещения вакантных депутатских мандатов, появившихся вследствие досрочного прекращения полномочий депутатов, и выбытия депутатов, избранным по партийным спискам.

Что касается изменений в законе «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области» (он тоже был принят в первом чтении 25 августа), то и его депутаты привели в соответствие с изменениями, принятыми на федеральном уровне и вступившими в силу с 27 июля 2011 года. Эти новшества, в частности, утверждают формы подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов, списков кандидатов в депутаты представительных органов всех уровней, а также в поддержку кандидатов на должность главы муниципального образования; определяют перечень случаев, при которых подписи избирателей в подписных листах могут быть признаны недействительными; устанавливают возможность привлечения экспертов из числа специалистов разных государственных органов к проверке соблюдения порядка сбора подписей, достоверности самих подписей и сведений, указанных в них; уточняют организацию голосования с помощью переносных ящиков для голосования и определяют максимальное количество таких ящиков вне помещения, используемых на одном избирательном участке; уточняют порядок замещения вакантных депутатских мандатов и основания для исключения кандидатов из списка кандидатов – и так далее.

Оба закона приняты в окончательном чтении.

Земля, древесина и транспорт

Еще ряд законов, как нам кажется, заслуживает пристального внимания. К примеру, закон «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Кировской области», принятый в первом чтении, устанавливает случаи предоставления таких участков, их минимальные и максимальные размеры и определяет категорию лиц, имеющих право на их бесплатное приобретение. Закон также определяет перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка, устанавливает порядок рассмотрения заявлений и сроки принятия решений по ним, а также случаи отказа в предоставлении участков.

Гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляется право на приобретение участков в местах, предусмотренных документацией по планировке территорий, разработанной по инициативе органов местного самоуправления, а также путем индивидуального (по инициативе заявителя) выбора участка. Гражданам указанной категории, арендующим участки, предоставляется возможность переоформить право аренды на право собственности.

Изменения в законе области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» подготовлены для реализации послания президента России Федеральному Собранию от 30.11.2010 года. Нормативы предоставления древесины на строительство индивидуального жилого дома один раз в 30 лет составят до 150 кубометров из расчета на одного застройщика и до 300 кубометров – на одну многодетную семью. Этот закон также принят в первом чтении.

А вот блок «транспортных законов». Изменения в закон «Об организации в Кировской области транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении» направлен на упорядочение отношений, связанных с определением организаций-перевозчиков, которые будут осуществлять транспортное обслуживание по социальным маршрутам. С этой целью предусмотрена возможность проведения конкурса организатором перевозок.

Новый закон «О порядке осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Кировской области» дает определение понятий «легковое такси», «таксомотор» и «единая цветовая гамма кузова легкового такси» (желтый цвет). Контроль закрепляется за органом исполнительной власти области, уполномоченным Правительством области. Помимо этого, закон определяет обязанность лиц, осуществляющих пассажирские перевозки, представлять в уполномоченный орган документы, необходимые для осуществления контроля, устанавливает переходный период (до 1 января 2013 года) для введения единой цветовой гаммы для всех такси.

Дела алкогольные

В заключение следует упомянуть еще о нескольких новшествах законотворчества. Изменения в законе «О межбюджетных отношениях в Кировской области» устанавливают постоянные единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов в размере 5% от акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую, алкогольную продукцию и пиво, а также увеличивают размер ранее установленного единого норматива по налогу, взимаемому в связи с осуществляем упрощенной системы налогообложения, с 10 до 50%. По подсчетам специалистов, эта мера позволит пополнить местные бюджеты в 2012 году на 210 млн. рублей.

Согласно новым изменениям в законе «О полномочиях Правительства Кировской области в сфере регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Кировской области», полномочия по определению порядка лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции переданы от субъекта РФ органам государственной власти РФ. У субъектов осталось только полномочие выдавать лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и принимать декларации. Дополнительно субъектам даны полномочия по установлению времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции (в том числе полного запрета розничной продажи) и определению мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Законы приняты в окончательном чтении.

Владимир МЕЛЬНИК

«Московский комсомолец на Вятке», № 40 от 28.09.2011

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 30.09.2011 10:44:34