Михаил ЛИХАЧЁВ: «Год от года муниципалитеты поднимают голову»

24 ноября 2011

Конкурент беседует с исполнительным директором Ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области», депутатом Законодательного Собрания Кировской области 3, 4, 5 созывов, председателем комитета по законодательству и местному самоуправлению.

Среди обширной части соотечественников укоренилось мнение, что депутаты - это сидящие в кабинетах бездельники. При всём старании, я не смог застать Михаила Валентиновича в его офисе несколько дней. Постоянные командировки по области – это «удел» руководителя, представляющего муниципалитеты, и настоящего депутата. Истинное положение дел нельзя узнать, позвонив по телефону или отправив бумажку с запросом. Личные встречи, разговоры по душам про насущные проблемы просто необходимы. Люди в глубинке особенно ценят индивидуальное общение и внимание. Самый заметный предмет интерьера в директорском кабинете – это большая карта Кировской области, где можно найти все населенные пункты, а главное – дороги к ним. Михаил Лихачёв – очень живой и веселый человек, но за внешней оболочкой видна серьезность и сосредоточенность профессионала своего дела.

- Михаил Валентинович, своё обучение вы начали в военном вузе, затем сменили род деятельности. Что послужило причиной перемен в вашей жизни?

- Всё очень просто: комиссован. Учился в Свердловском высшем военно-политическом танково-артиллерийском училище им. Л.И.Брежнева, «отца», как многие говорят, застоя в СССР. Основа такого выбора в том, что дед - кадровый военный, капитан первого ранга, за плечами имел 33 «календаря», служил главным энергетиком Тихоокеанского флота. По совершенно случайному стечению обстоятельств он попал в дальнейшем из Владивостока в Киров. Поэтому с детства мне прививали, что профессия офицера – это достойно и правильно, это действительно мужская работа – защищать Родину. В старших классах школы у меня хорошо шли гуманитарные предметы и в 10 классе мне предложили поступать в политучилище. Кроме этого, была общественная составляющая: всегда либо председателем совета отряда, либо член пионерской дружины, комсомольской ячейки, носил знамя партийной организации на всех мероприятиях, был спортсменом. Наверное, всё это вкупе и сыграло свою роль. После того, как оказался на гражданке, работал инструктором комсомола, причем это произошло спонтанно. Когда я пришел в райком становиться на учет, то мне сказали: «Парень, тебе 19 лет, а ты уже партийный!» И взяли на работу в комсомол. В ходе своей последней избирательной компании я столкнулся с тем, что оппоненты про меня писали, что я работал в каком-то теплом месте, был комсомольским функционером… Я столько нового про себя узнал, хотя в жизни работал рядовым инструктором по работе с трудными подростками из ПТУ, конкретно – занимался вопросами их трудоустройства. «Шоколадного» ничего не было, езда из одного училища в другое, встречи с ребятами. Тогда у меня было одно пальто, одна шапка и одни ботинки, проездной на общественный транспорт. Называется – комсомольский функционер. Проработал восемь месяцев и поступил в Свердловский юридический институт, ныне УрГЮА, на дневное отделение, судебно-прокурорский факультет. Я уже знал Свердловск, там доучивались мои товарищи, поэтому мой выбор пал именно на этот город. Учился для себя. Хвастаться не буду, но диплом такой же красный, как и щёки (Улыбается.) Это позволило мне себя реализовать сразу по окончании вуза, без всяких рекомендаций, в течении семи дней, меня пригласили на работу в банковскую сферу, сразу начальником юридического отдела.

- Насколько я знаю, УрГЮА до сих пор считается одним из лучших юридических вузов.

- Да, специализированных юридических вуза у нас в стране два: в Саратове и Екатеринбурге. Саратовский вуз выпускает следователей, УрГЮА – кузница кадров для судов и прокуратур. У нас были прекрасные педагоги. Существует две школы права: московская и уральская. Самой классической считается уральская школа. Простой пример: «повсеместный» учебник по теории государства и права – это Алексеев из свердловского юридического института. У нас учились люди со всего Советского Союза. На моем потоке были украинцы, белорусы, ребята из Прибалтики. С Казахстана была целая диаспора, много представителей с Кавказа. Из Кировской области на потоке было человек 20-30.

- Наверное, многие из ваших однокурсников стали успешными людьми в дальнейшем?

- Основная часть из них реализовали себя по выбранной специальности, стали судьями, прокурорами. Да, в свое время успел даже поработать в прокуратуре. Но меня больше интересовало гражданское право, хотя днем и ночью спроси квалификацию по Уголовному кодексу, что, зачем и почему – отвечал, не задумываясь. Целая группа из тех, с кем учился, стали успешными бизнесменами.

- Достаточно долгое время вы проработали в компании «Межрегионгаз» и занимались поставками природного газа в Кировскую область. Какова была динамика газификации области в те годы? Знаете ли вы, как сейчас идёт этот процесс?

- Это был почти десятилетний период в моей жизни. Пришел туда как юрист, причем там был очень серьёзный конкурс для прохождения. Из исполняющего обязанности вице-президента банка стал рядовым юристом. Отвечал за юридический блок вопросов, потом договорное обеспечение с потребителями, взыскание долгов. С 1999г. - заместитель директора филиала, с 2000г. – заместитель генерального директора. По сути дела, отвечал за поставки природного газа потребителям области, а с другой стороны – за своевременные расчеты. Время было – вторая половина 90-х, эпоха зачётов… Мы несколько лет шли этим путем, переходили с бартера на деньги, как и вся страна. При этом старались осуществить переход максимально мягко, чтобы предприятия региона могли полностью реализовывать свой потенциал, и это получалось.

Если говорить о постсоветской истории газификации области, то серьёзнейшим стимулом стало подписание первого соглашения с «Газпромом» в 1999-м году во время визита Р.И.Вяхирева. Долги потребителей области были направлены на газификацию. В дальнейшем соглашения о сотрудничестве вошли в практику работы и взаимодействия области и газового концерна, развития газификации региона. Особый вклад в решение этих вопросов внес первый генеральный директор ООО «Кироврегионгаз» А.М.Подлевских. С 2006-го года запущен ежегодный план-график синхронизации работы «Газпрома» и Кировской области. Та «эстафетная палочка», которую принял Никита Юрьевич Белых от губернаторов-предшественников, достойно несётся, и очень хорошо, что газовый гигант активно участвует в развитии соответствующей инфраструктуры региона. Идёт системная работа, результаты которой чувствуют на себе рядовые жители области, и это могу сказать сегодня как депутат, чей избирательный округ активно продолжает газифицироваться, и как представитель АСМО - член комиссии по отбору объектов для газификации.

- Сколько на данный момент населенных пунктов газифицировано и сколько еще предстоит работы в ближайшее время?

- Количество населенных пунктов, в которых есть газ, не даст объективную картину. К концу 2011г. уровень газификации области составляет почти 33% (по количеству квартир). Перспективно сегодня и решение вопроса строительства ПГУ (парогазовые установки – прим. Р.Ф.). Этот вопрос область не смогла решить в 80-е, что сделало регион энергодефицитным (речь идет о поставках электроэнергии).

- Михаил Валентинович, в 2007 году вы назначены исполнительным директором АСМО. Что, на ваш взгляд, было самым важным и нужным, сделанным за эти годы Ассоциацией?

- 6 июля 2006 года была создана ассоциация. В нее вошли практически все муниципальные образования Кировской области: муниципальные районы, городские округа, сельские и городские поселения. Функционал ассоциации – это защита интересов муниципалитетов, консолидированное их представительство на региональном уровне. В 2007 году работа по развитию АСМО продолжилась: была сформирована дееспособная исполнительная дирекция. Будучи депутатом ОЗС, избранным на второй срок полномочий, председателем комитета по законодательству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Кировской области,

В 2007 году мы подписали соглашения о сотрудничестве с правительством области, Законодательным Собранием, общественными институтами которые формировались на территории вятского края. Следующий шаг – приняли активное участие в формировании муниципальных кадров, в их обучении.

Год от года мы поднимаем голову. Отрадно то, что знаковым стал 2009-й год. Это не какие-то дифирамбы, но хочу сказать, что с приходом нового губернатора в лучшую сторону изменилась позиция руководства области по отношению к местному самоуправлению. До этого мы больше пытались обозначить нашу проблематику, и нас зачастую не слышали. Сейчас ситуация поменялась. В первом квартале 2009-го года была разработана, а в последствие в апреле принята концепция развития местного самоуправления Кировской области. В июле 2009-го принят закон «О взаимодействии органов государственной власти Кировской области с ассоциацией «Совет муниципальных образований Кировской области». В августе того же года было принято правительства области решение о том, что практически все нормативно-правовые акты, которые разрабатываются и принимаются на уровне регионального правительства, департаментов и управлений разрабатываются с участием представителей АСМО, муниципалитетов. Распределение бюджетных средств стало производиться с учетом мнения АСМО. С 2009-го года мы вышли на ежемесячный, системный диалог муниципалитетов с губернатором. Тут есть две составляющие. Первое – это проблемные вопросы местного самоуправления, которые, условно говоря, готовит муниципальное сообщество. Мы ставим эти вопросы, ищем решения в непосредственном общении с Никитой Юрьевичем. Даются поручения, уже обязательные департаментам и управлениям к исполнению. Могу показать на конкретных примерах, как всё задумывается и реализуется. Во-вторых, с 2010-го года идет укрепление финансовых основ местного самоуправления, передачи части налогов на муниципальный уровень с одновременным уменьшением дотаций муниципалам от регионального бюджета. Если взять сухую статистику, то на сегодняшний день передана «упрощенка»: сначала 5%, потом 10%, сейчас 50%. Транспортный налог: сначала 10%, сейчас 50%. Патентная деятельность – 100%. С 2012г. – 5% акцизы на алкогольную, спиртосодержащую продукцию, спирт и пиво. Многие муниципалитеты отказываются от дотаций из областного бюджета в обмен на повышенные ставки налоговых поступлений. Если хорошо поработали, фонд оплаты труда повышается, собрали весь налог – то получается больше, чем та субсидия, которую они могли получить из областного бюджета. Это всё остается у них. Проект рассчитан на три года. Денежный вопрос очень актуальный. Итог передачи единых и дополнительных нормативов: муниципалитеты получили в 2008г. + 722,7 млн. руб., в 2009-м году + 232,6 млн. руб., в 2010-м году + 385,3 млн. руб., в 2011-м г. + 837,1 млн. руб., в 2012-м - прогноз + 1630,9 млн. руб.

- Михаил Валентинович, в конце октября вы выступали на расширенном заседании Совета Федерации по вопросу развития местного самоуправления в Кировской области. Доклад заслужил высокую оценку у сенаторов. Что же им конкретно понравилось?

- Первый момент – это стратегический, концептуальный подход к местному самоуправлению: структурирование основных направлений, по которым регион должен двигаться и поэтапное насыщение и выполнение каждого направления. Второй момент – экономический. Сенаторы впервые услышали, что регион даже 5% акцизов на алкогольную, спиртосодержащую продукцию, спирт и пиво передал муниципалам. Такого еще никто не делал. Хотелось бы конечно, чтобы в каждом районе был свой СВЗ, а всю продукцию, цитирую губернатора, «направим в соседние регионы» (Общий смех.) По-крайней мере, ряд муниципалитетов, которые будут получать за счет этого доход, станут бездотационными. Плохо это или хорошо? Наверное, хорошо. Это очередной шаг к самостоятельности. Не может местное самоуправление состояться там, где нет экономической базы. И сегодня у нас главная проблема в том, что нет этой экономической составляющей на уровне большинства поселений. Если там не будут созданы рабочие места, не придут инвесторы, власть не будет активно стараться в этом направлении (не бюджетных мест), то территория, мягко говоря, обречена.

Далее в докладе был затронут вопрос о развитии участия населения во всех местных инициативах. Работа в этом направлении сенаторам понравилась особенно. Суть в том, что проблема, которую необходимо решить, определяется самими жителями на сходе, и в течение одного года ее устраняют. Источники финансирования при этом разнообразны: субсидии из областного бюджета, физические и юридические лица, местный бюджет. Есть ограничение: не более одного проекта на один населенный пункт. Размер субсидии зависит от заявки, тут есть тоже свои ограничения.

Структурный подход, передача налогового потенциала, местные инициативы – это те три кита, которые будут (и уже поддерживают) местное самоуправление нашего региона. Стратегия развития не закончится, конечно, 2012 годом, будет продолжаться дальше. В регионах всего несколько стратегических задач. Их не может быть много, и это все понимают. Развитие местного самоуправления – одна из них. Это прозвучало во всех ежегодных посланиях губернатора.

- Еще одна реализуемая сейчас задача - объединение территорий. Это острый вопрос для жителей Кировской области. Особого рвения к этому не видно…

- Люди понимают это буквально в силу неправильной подачи или искаженной поставки вопроса. Речь идёт не о том, что раз и навсегда ставится точка на жизни того или иного поселения, а о том, что вообще создается новый подход к муниципалитетам. Берем Свечинский район. Раньше было шесть поселений, сегодня одно сельское, одно городское поселение и муниципальное образование «Свечинский район». Функционал городского поселения передан отделу в составе администрации Свечинского района. И первична здесь не простая экономия, которая, безусловно, присутствует, а возможность в действительности обобщить те средства, которые сегодня размазаны, надо аккумулировать их на поэтапные решения каких-то знаковых для района задач.

- Люди боятся, что власть уйдет куда-то «наверх» и не к кому будет обращаться.

- Власть должна не просто остаться на местах, должны работать конкретные специалисты. «Нам не к кому будет ходить, никто нам справку не даст». Так вот этот «справочник» должен остаться, как и служащие, отвечающие за вопросы ЖКХ. К совершенствованию территориальной организации мы хоть как придем. Пусть это будет уже территориальный отдел, не надо будет дублировать одни и те же нормативные акты на разных думах. Когда нет экономической основы, нет бюджета – правильно говорить о ТОСах (территориальном общественном самоуправлении). Сегодня поселения, которые имеющие мизерный бюджет, не могут и принять участие ни в одном гранте.

Хотелось бы еще, чтобы услуги, предоставляемые населению, были максимально качественными. Человек обратился в администрацию по системе «одно окно» и получил полностью ответ. А сейчас у нас многие просто не способны работать в таком режиме (имею в виду муниципалитеты). Для этого нужно повысить подготовку кадров.

- Вы постоянно ездите в командировки по районам. На ваш взгляд, насколько наши люди способны к самоорганизации?

- Я сначала тоже скептически относился к этому вопросу. Вроде бы, чему у нас можно людей научить? А жизнь показала, что это хорошая вещь. Сход принимает решение, какая проблема в действительности важная для всего поселения, сколько люди будут добавлять из своего кошелька, готовит проект при помощи администрации и выигрывает, то люди гораздо зорче смотрят, как он исполнятся, потому что они вложили свой труд, это дело стало им близко. Это тот прекрасный опыт, который начинают получать люди. Они видят, что деньги не просто как-то тратятся, а на определенный проект. Кстати, наше предложение – делегировать право принятия решение о самообложении представительному органу местного самоуправления, сенаторы не поддержали.

- У вас достаточно интересное для человека вашей профессии увлечение – садоводство. Картошку-морковку выращиваете или что-то более эксклюзивное?

- Вот это мой дом, вид со двора. Сейчас сосны вот такие уже (Показывает руками. Сосны рядом с небольшим коттеджем и впрямь вымахали – прим. Р.Ф.) Выращиваем всё. Овощная и плодово-ягодная группы присутствуют почти полностью, растим на стационарных грядках. С одной стороны – это физическая потребность. Все мы на земле живем, у всех нас есть крестьянские корни. В Кировской области особенно, у нас тут дворян не было (Смеется.) Жизнь за городом подразумевает и возможность, и обязательность работы с землей. С другой стороны – все овощи свои, экологически чистые. Две алюминиевые теплицы, три на шесть метров, на фундаменте. Там растет перец, томаты, огурцы. Все друзья и знакомые никогда не отказываются от наших продуктов и отмечают, что у нас самые вкусные томаты. Не водяные и не резиновые, отскакивающие от стены, а настоящие, мясистые.

- Расскажите немного о своей семье.

- Жена занимается своим «делом», у нее гибкий график, что позволяет нам координировать усилия и подменять друг друга, например, чтобы увезти сына в школу. Он сначала учился в ВГГ, сейчас – в КЭПЛе, в восьмом классе. Что-то в нём отличительного от других подростков, наверное, нет. Как и всем детям в таком периоде ему свойственен и максимализм и протест против «засилья родителей».

- Каждому человеку требуется отдых. Как вы предпочитаете проводить свой отпуск?

- Отпуск бывает, и мы его проводим. Специфичность в том, что это бывает не в определенный длинный отрезок времени, а примерно по неделе, не больше. Когда-то это на любимом огороде, когда-то – на морях. Ребенка полезно вывозить подышать морским воздухом, да и самому тоже. Плюс экскурсионный аспект. Любое море в летнее время хорошо. Здесь лучше северный берег южного моря, чем южный берег северного (Улыбается.)

Роман ФОФАНОВ

«Конкурент», № 43 от 24.11.2011

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 23.11.2011 12:19:28