Депутат ОЗС от фракции «Аграрная партия России» А.Ф.Шумилова предлагает увеличить поправочные коэффициенты для малокомплектных сельских школ

7 ноября 2006

В 2006 году вступил в действие Закон Кировской области «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской области», принятый Законодательным Собранием Кировской области 27 октября 2005 года. Этот Закон ущемляет права сельского ребенка в получении бесплатного образования, прежде всего в рамках регионального школьного компонента образования.

Получается, что городской школьник имеет право на получение общедоступных бесплатных услуг и в рамках федерального, и регионального, и школьного компонента образования, а сельский ребенок не имеет, потому как финансирование осуществляется по нормативам. Исторически сложилось, что население села во много раз меньше городского, и поэтому нельзя рассматривать одинаково механизм финансирования городских и сельских школ. Сельская школа поставлена на грань выбора: или закрываться, или реализовывать только федеральный компонент, что приведет к резкому снижению качества образования. Невозможность реализации школьного компонента лишает сельских детей дополнительных занятий: индивидуальных и групповых, факультативов и кружков. Если сельская школа располагает учениками, дает качественное образование, использует для этого все возможные ресурсы, в том числе и передвижение учителей внутри района, то такая школа, безусловно, имеет право на функционирование.

Несоответствие получается и в плане учебных расходов. Школы с большим количеством учеников имеют возможность для улучшения материально-технической базы. Крупные школы по различным программам получают совершенно бесплатно учебные оборудования. Малокомплектная сельская школа вынуждена приобретать компьютеры, учебное оборудование за счет средств учителей, родителей, спонсоров, а все это крупные школы получают безвозмездно.

Не следует забывать и о том, что в малокомплектных школах из-за недостатка классов-комплектов, отсутствуют ставки завуча, вожатой, библиотекаря, а деятельность все равно ведется. Но ведется совершенно безвозмездно, так как по нормативу не хватает средств на доплаты, не входящие в обязанность учителей.

Таким образом, для сельских школьников исключается возможность реализации ключевых позиций, обозначенных в «Концепции развития образования на период до 2010 года»: качества, доступности и эффективности образования.

Пример.

В МОУ основной общеобразовательной школе д. Четай обучается по состоянию на 01.09.2006 года 28 учеников, причем это дети только из одного населенного пункта. Осуществляется учебный процесс 9 учителями, 2 учителя приезжают для проведения занятий из другого общеобразовательного учреждения. Все предметы ведутся специалистами. На протяжении последних 5 лет не было ни одного ученика, состоящего на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, успеваемость за эти годы составляет 100 %, все учителя своевременно проходят курсовую подготовку через областной ИПК и ПРО (институт повышения квалификации и переподготовки работников образования). Школа функционирует в инновационном режиме:
- по организации учебного года в режиме модуля;
- по организации учебно-воспитательного процесса с учетом дидактических, физиологических и психологических достижений;
- по организации учебных занятий с применением современных педагогических технологий;
- по организации опытно-экспериментальной деятельности;
- по индивидуальным образовательным маршрутам, начиная с 7 класса.

Ученики участвуют и занимают призовые места во Всероссийских конкурсах. Только за прошлый год 6 учеников стали по области победителями во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок». Два ученика получили Дипломы 2 и 3 степени, четыре ученика похвальные отзывы. Есть результаты и в районных олимпиадах. В 2005-2006 учебном году ученица 8 класса заняла 3 место по биологии. По результатам районного смотра-конкурса в 2005-2006 учебном году школа заняла 1 место среди основных школ. По результатам подготовки школа 2 года подряд имеет 1 место. Есть интересный опыт работы школы по биологии, но не имеется возможности выйти на уровень области, поскольку не хватает средств на обобщение опыта работы учебных занятий по указанному предмету. Научное сопровождение требует 300000 рублей.

В связи с переходом на нормативно-бюджетное финансирование в 2006-2007 учебном году эта школа реализует только федеральный компонент, что явно ущемляет образовательные потребности школьников.

Ущемляется в малокомплектной сельской школе и главное лицо в образовательном процессе - учитель, так как аттестация, как возможная форма повышения уровня оплаты труда, лишается всякого смысла из-за недостатка средств.

Школьный автобус не сможет решить проблем по выполнению позиций «Концепции развития образования на период до 2010 года». Многие родители на селе не способны содержать автобус за счет своих средств, так как основная масса - это безработные. При принятии Закона «О нормативно-подушевом финансировании» не учтена статистика гибели детей при организации учебно-воспитательного процесса путем подвоза детей в другое образовательное учреждение.

(Собственная информация фракции)



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 07.11.2006 14:13:21

Последнее изменение: 19.01.2011 10:59:24