Депутат А.Ф.Шумилова

28 сентября 2007

слово депутату

Помогите сельской школе

В 2006 году вступил в действие закон Кировской области «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской области», принятый нашим Законодательным собранием 27 октября 2005 года. Участвуя в сентябре-ноябре 2006 года в рабочей группе по разработке этого законопроекта, мы с директорами школ Кильмезского района провели его детальный анализ.

Обсчитав нормативы по трем ступеням общего образования (начальное, основное и полное среднее), мы уже тогда выявили, что закон ущемляет права сельского ребенка в получении дополнительного образования.

Нормативно-бюджетное финансирование в связи с небольшим количеством детей позволяет сельской школе реализовать только федеральную часть школьного процесса, что приводит к снижению качества образования на селе. Обращает на себя внимание, что нормативным финансированием перед сельской школой определена только задача передачи знаний. Воспитательные же функции из процесса обучения исключаются. Иными словами, денег не остается для дополнительных занятий: индивидуальных и групповых, факультативов и кружков. Происходит отделение обучения от воспитания и переход системы воспитания на чисто экономические рельсы (финансирование из кармана родителей).

Не следует забывать и о том, что в малокомплектных школах из-за недостатка классов-комплектов, отсутствуют ставки завуча, вожатой, библиотекаря, а работа их все равно выполняется. Но ведется совершенно безвозмездно, так как по нормативу не хватает средств на доплаты за деятельность, не входящую в обязанности учителей. 

Таким образом, для сельских школьников невозможна реализация ключевых позиций, обозначенных в «Концепции развития образования на период до 2010 года»: качества, доступности и эффективности образования.

Ущемляется в малокомплектной сельской школе и главное лицо в образовательном процессе – учитель, так как аттестация, как возможная форма повышения уровня оплаты труда лишается всякого смысла из-за недостатка средств.

Основные наши предложения:

1. Увеличить поправочные коэффициенты для малокомплектных сельских школ.

2. Перевести оплату технического и обслуживающего персонала на местные бюджеты.

Все наши предложения, кроме перевода оплаты труда работников образования по отраслевому принципу, были отклонены рабочей комиссией. Объяснялось это тем, что объем финансирования образования в областном бюджете составляет и так большую цифру – 27 процентов. Новый принцип финансирования образования на практике не оправдал всех возложенных на него надежд, доказав тем самым объективность предложений, в разработке которых в течение трех месяцев принимали участие директора сельских и городской школ района.

Мы считаем особенно несправедливым то, что было отвергнуто предложение по переводу заработной платы обслуживающего и технического персонала на местные бюджеты. На оплату труда этой категории работников предусмотрено до 20 процентов фонда заработной платы педагогических работников. А ведь эти средства могли бы получать педагоги, занимающиеся дополнительным образованием детей. Не случайно контрольно-счетная палата Кировской области отразила тот факт, что и без того небольшие расходы на дополнительное образование в бюджете 2007 года уменьшились еще на 16 процентов.

Раз деньги поступают на учеников, которых в малокомплектной сельской школе немного, то это неизбежно приводит к сокращению заработной платы учителей. Отсюда нежелание молодых преподавателей работать в сельских школах, отсутствие там новаторских, инновационных проектов, методов (чему способствует и финансирование технического персонала из фонда заработной платы учителей). Как следствие, снижается качество всей системы сельского образования.

Кировская область – это область небольших городов и сел. Не достаточно высокий уровень образования в малокомплектных школах грозит закрытием этих школ. Потому что родители, обеспокоенные уровнем образования, будут уезжать с детьми в города. Национальные проекты реализуются, естественно, и в сельской местности, но не достаточно внимательное отношение к селу в сфере образования может привести к тому, что не для кого будет проводить эту работу. Именно образование как важнейшая функция государства способна остановить процесс деградации, повысить общекультурный уровень сельского населения и остановить отток людей из маленьких населенных пунктов.

Поэтому я вышла с предложением в правительство Кировской области, к председателям комитетов по бюджету и социальным вопросам Законодательного собрания при формировании расходной части областного бюджета 2008-го года проработать вопрос о переводе фонда заработной платы обслуживающего и технического персонала (в Кильмезском районе он составляет около 700 тысяч рублей) на местные бюджеты с увеличением при этом дотации на расходы муниципальным образованиям из бюджета области. Это предложение принято на рассмотрение.

А. Шумилова,
депутат
Законодательного
Собрания области



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 28.09.2007 08:36:39

Последнее изменение: 19.01.2011 10:57:47